Какое масло имеет право называться мотоциклетным?

Маркет, Статьи

Многие мотоциклисты согласятся, что поездка на байке сравнима с полетом. Это полное ощущение свободы и пьянящего ветра. Возможно, кто-то завидует байкерам, кто-то считает их действия безрассудством. Но независимо от оценок рыцари скорости остаются верны двум вещам в жизни: дороге и мотоциклу. В преддверии открытия мотосезона в Бишкеке — важные и полезные советы поклонникам мотокультуры от сервис-центра «Авто-Сити».

Мотомасло — особенный продукт

Силовые установки мотоциклов конструируются по принципу максимальной мощности и компактности при минимальной массе. Именно поэтому конструкторы объединяют сам двигатель и коробку передач со сцеплением в единый блок, к тому же находящийся в единой масляной ванне из-за удобства охлаждения агрегата.

Туда же часто помещают агрегаты, по автомобильным меркам считающиеся навесным оборудованием: генератор, водяную помпу, распределитель зажигания. Масло вынуждено работать одновременно и как моторное, и как трансмиссионное, причем обеспечивать необходимый коэффициент трения для механизма сцепления, ведь оно работает в той же масляной ванне.

Плюс к тому, масло омывает фрикционы сцепления и генератор в масляной ванне. То есть оно должно быть не агрессивным к лаку, фрикционным и клеевым материалам. Отягчает ситуацию то, что мотоциклетные двигатели сильно форсированы как по оборотам, так и по температуре, что накладывает на моторное масло определенные ограничения по прокачке и пенообразованию.

Режим работы мотоцикла в городе — прострел от светофора к светофору и короткая стоянка «на красный». Режим исключительно неблагоприятный для двигателя, так как за прострел двигатель используется на максимальной мощности, а на короткой стоянке отдает накопленное тепло, то есть испытывает термоудар. Для защиты от прихвата в такой ситуации зазоры в цилиндропоршневой группе двигателя мотоцикла делают больше, чем в двигателе автомобильном. Поэтому мотоциклетное масло не может иметь сниженную высокотемпературную вязкость HTHS, сниженную толщину масляной пленки, то есть не может быть энергосберегающим в автомобильном понимании вопроса. Мотомасло обязано иметь высокую температуру вспышки и низкую испаряемость, то есть, в переводе на автомобильный язык, считается «гоночным».

Если сравнивать мотоциклетное и автомобильное масла по щелочному числу, то мотоциклетное масло можно причислить к классу малозольных масел, имеющих сниженную щелочность в 6-8 мгКОН/гр против 8-12 мг/КОН универсального автомобильного.

Подведем итог. Моторное масло для мотоцикла радикально отличается от универсального автомобильного масла по следующим параметрам: коэффициент трения, щелочное число, пенообразование, испаряемость, агрессивность к полимерным материалам, температуре вспышки и высокотемпературной вязкости. Как видите, мотомасло — особенный продукт.

Классификация мотомасла

Единственная международная классификация, японская JASO (Japanese Automotive Standards Organization), имеет раздел, четко определяющий принадлежность четырехтактного масла к мотоциклетным классам.

Классификация JASO М (мото) делит мотомасла на масла с нормальным и сниженным коэффициентами трения: МВ — масла со сниженным коэффициентом трения, не совместимые с механизмом сцепления в масляной ванне, масла МА — масла с нормальным коэффициентом трения, приспособленные под мокрое сцепление. МА2 — класс под мокрое сцепление, с улучшенными моющими свойствами, приспособленный под двигатели повышенной мощности. Помимо класса по JASO мотомасло может иметь соответствие американской классификации API, например: JASOMA примерно соответствует APISG, а JASOMA2, также примерно, соответствует APISL-SM.

Базовые основы, на которых делаются мотоциклетные масла: мотомасла, так же, как и автомобильные, делаются на базах второй, третьей и четвертой групп по API, то есть производители используют чисто минеральную, гидрокрекинговую и полиальфаолефиновую (ПАО) основы. Эфирная (эстеровая) база пятой группы в чистом виде не используется в связи с серьезными ее недостатками: цена, гигроскопичность (впитывают влагу) и непредсказуемость поведения в длительной эксплуатации. Несмотря на мощнейшую рекламу 100% эстерового масла, эстеры добавляются в крекинговые масла практически в гомеопатических дозах в качестве присадки для повышения адгезии и снижения агрессивности базы к материалам уплотнений. Но некоторые производители получают сверхприбыли, называя свои крекинговые масла эстеровыми. Однако такие масла из растительного сырья не делают уже порядка двадцати лет.

Какие базовые основы предпочтительны для тех или иных случаев?

Минеральные масла принято считать прошлым веком, и совершенно незаслуженно, их предпочтительно использовать в двигателях воздушного охлаждения. В таких маслах сравнительно немного полимерных загустителей, что повышает стойкость масла к потере вязкости из-за термических нагрузок. «Минералку» предпочтительнее использовать в классической и раритетной технике, а в самые современные мотоциклы все же лить «синтетику».

Гидрокрекинговые масла сегодня использует большинство мотоциклистов, по привычке называя их полусинтетикой. Такова сила традиции. Но некоторые, в основном американские, производители идут дальше и пишут на банках с крекингом гордое название «полная синтетика». По-своему они правы, во-первых, американские законы это разрешают, во-вторых, крекинговые масла мало чем уступают полной синтетике по свойствам. Намного честнее немецкие производители, свято выполняющие родной DIN, немецкий индустриальный стандарт, в котором черным по белому написано, что полной синтетикой могут называться только масла четвертой и пятой групп по API. То есть полная синтетика — это масла ПАО и эстеровые масла.

Рассмотрим ассортимент четырехтактных мотоциклетных масел на примере продукции компании Liqui Moly GmbH. Все мотомасла разделены на две категории по условиям использования: Street и Offroad.

Street — двигатели шоссейных мотоциклов работают на высоких оборотах, и часто при резкой остановке у светофора возможен тепловой удар из-за резкого ухудшения охлаждения набегающим воздухом. Эти особенности учтены при разработке пакета присадок, пакет усилили дополнительными антиокислительными и антипенными компонентами. Кроме того, в двигателях шоссейных мотоциклов масло меняется по достижению определенного пробега, а не по моточасам.

Offroad — внедорожные мотоциклы работают на более низких оборотах, но при более высоких ударных нагрузках и температурах. Скорости меньше, слабее и охлаждение, эти обстоятельства способствуют постоянному перегреву. Иногда от избыточного тепла двигателя может закипеть бензин в бензобаке. Кроме того, на бездорожье больше пыли и воды: и то, и другое может попасть в двигатель. Поэтому масла для внедорожной мототехники имеют усиленную базовую основу, способны хорошо отделять воду и сопротивляться потере вязкости из-за повышенной температуры и попадания части топлива в само масло. Дополнительно усилены защитные свойства масел Offroad от ударных нагрузок и коррозии. Замена масла во внедорожных мотоциклах осуществляется по моточасам.

RACE, HC и BASIC

Категории Street и Offroad подразделяются на группы:

RACE — полностью синтетические масла на основе ПАО для тех, кто получает максимум от своего мотоцикла и нуждается в экстремальной защите даже за пределами ресурса двигателя. Моторное масло сохраняет свои свойства при спортивных режимах эксплуатации и подходит для спортивных модификаций техники и для мотоциклов с дополнительно установленными элементами тюнинга двигателя. 100% синтетические масла категории Race — самые стойкие моторные масла с запасом свойств по всем направлениям.

HC — синтетика (гидрокрекинг, Synthese Technologie) — масла для эксплуатации в нормальных условиях, без экстрима. Масла на этой основе обеспечивают отличную защиту и позволяют эксплуатировать технику в пределах заложенных производителем ресурсных возможностей двигателя. Моторные масла идеального баланса качества и стоимости.

BASIC — минеральные масла для тех, кто получает удовольствие при управлении классическими и ретромотоциклами. Минеральные масла отлично работают в моторах мотоциклов с большим пробегом за счет устойчивой масляной пленки и дополнительной защиты уплотнительных элементов двигателя. Однако некоторые современные двигатели также нуждаются в использовании минеральных масел по прямой рекомендации производителя.

Независимые тесты мотоциклетных масел

К сожалению, в СМИ и Интернете нет корректно проведенных сравнительных тестов. Более половины выложенных тестов носит виртуальный характер: имитируется проведение каких-либо лабораторных исследований, выкладывается якобы их результат, и определяется виртуальный победитель. Естественно, победителем становится основной рекламодатель. Другая половина тестов проводится безграмотно, например, антиизносные свойства масла определяются на четырехшариковой машине трения, предназначенной для консистентных смазок, хотя методы ГОСТа и стандарта DIN предполагают использование SRV-машины трения. В отдельных случаях используются пары трения колесо-ролик, что вообще не отражает реальность.

Что же выбрать?

Качество немецких масел компании Liqui Moly подтверждено многолетним техническим сотрудничеством с организатором Moto GP (Moto 2 и Moto3), компанией Dorna. А это значит, что в каждый мотоцикл, участвующий в первенстве, залито масло Liqui Moly. Обозначение, что масло используется в Moto GP, размещается на канистрах, поступающих в розничную продажу.

Мотоциклисты — народ мнительный и склонный верить не продавцу, а более опытному товарищу, мнение которого зачастую сформировано тем же Интернетом.

Общий совет для тех, кто стремится заливать передовое надежное масло: выбирайте масла немецкого производства, ведь информация о продукте у немцев достоверная! Линейка продукции для мотоциклов Liqui Moly Motorbike включает в себя огромный ассортимент моторных масел, гидравлических жидкостей, специальных смазок, присадок и автохимии самого высокого класса!

Мотоцикл — это стиль жизни и состояние души. С мотоциклетной программой от Liqui Moly ваша душа будет спокойной, а поездка удачной!

Огромный выбор продукции компании LIQUI MOLY представлен в сервис-центре «Авто-Сити». Режим работы: без перерыва и выходных.

Адрес: г. Бишкек, ул. Л. Толстого, №1 (ГСК «Приборист»).

Телефоны: (0-312) 56-41-19; (0-550)-56-41-19.

Материал предоставлен рекламодателем

Добавить комментарий