Большие скорости маленьких машин

Автоспорт

Однажды Михаэля Шумахера спросили, чем отличается картинг от «Формулы-1». Чемпион мира ответил: «Практически ничем, вот только в «Формуле-1» разгон динамичнее и скорости выше!» В апреле стартует Открытый чемпионат Кыргызстана по картингу. Спортсмены из Узбекистана и Казахстана уже изъявили желание принять в нем участие. В преддверии нового сезона секретарь комитета по картингу при Федерации автомотоспорта и дорожной безопасности Кыргызской Республики (ФАМСиДБ КР) Виталий Юрьевич Селезнев рассказал «АВТОгиду» о жизни и особенностях этого увлекательного вида автоспорта.

Cекретарь комитета по картингу при ФАМСиДБ КР Виталий Юрьевич Селезнев

— Виталий Юрьевич, как Вы попали в картинг?

Мне всегда были интересны технические виды спорта. Кроме того, я давно являюсь большим фанатом «Формулы-1». В федерации картинга Кыргызстана я с 2013 года: ровно с того момента, как мой сын начал заниматься автогонками. Я решил принять непосредственное участие в жизни федерации, вложить собственные силы в развитие автоспорта в стране.

— Что ждет зрителей и спортсменов в новом сезоне?

Чемпионат пройдет в три этапа. В этом году мы решили внести небольшие изменения в регламент и систему начисления очков. Это сделает соревнования более зрелищными. Также запланированы два кубковых турнира: «Золотая осень» и Кубок Кыргызской Республики в память В. М. Терехина. Как и в прошлом сезоне, участники будут соревноваться в шести категориях: «микро» (класс для гонщиков от 6 до 9 лет), «мини» (8-12 лет), «125/юноши», «125/взрослые», KZ2 и KZ2+. В последнем классе ожидается очень жаркая борьба: принять участие уже изъявили желание семь гонщиков из Кыргызстана. Конкуренцию нашим спортсменам составят гости из Казахстана и Узбекистана. Хочу отметить, что чемпионат является открытым: любой желающий может сделать взнос и принять участие. Заезды традиционно будут проходить на территории бывшего аэродрома в Токмаке.

Награждение победителей в классе KZ2+

— С какими сложностями Вам приходится сталкиваться во время организации чемпионата?

Главная проблема автоспорта в Кыргызстане — отсутствие собственных площадок. Отсюда вытекают и попутные сложности. Например, невозможно устроить масштабное шоу, куда придет много зрителей. Иногда под проведение соревнований выделяют территорию в Бишкеке, например Старую площадь. Однако 7-8 часов недостаточно для полноценной подготовки: автоспортивные соревнования требуют проведения тренировочных и квалификационных заездов. Непросто обстоят дела и со спонсорами, да и внимания со стороны СМИ тоже не хватает.

— Каких успехов пилоты из Кыргызстана добиваются за границей?

— В прошлом году наши ребята завоевали четыре медали на Открытом кубке Казахстана по картингу в международных классах. В том турнире принимали участие более 50 пилотов из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Также наши пилоты попробовали себя и на турнире в Узбекистане. Там пришлось непросто: спортсмены долго привыкали к незнакомой трассе, но нашему Олегу Калугину все же удалось финишировать третьим.

Почему спортсмены из Кыргызстана со временем не переходят в профессионалы?

Картинг — очень не дешевый вид спорта. Чтобы перейти на ступень выше, нужны большие вложения в экипировку и технику. Поэтому карьера юного гонщика очень сильно зависит от бюджета его родителей. В мировом автоспорте существует такая система, как омологация, — одно из условий допуска автомобиля к соревнованиям международного уровня. То есть это свод правил, согласно которому каждый автомобиль и предмет экипировки должны соответствовать определенным параметрам. Каркас безопасности, ремни безопасности, шлем, комбинезон и прочие элементы должны постоянно обновляться. Удовольствие дорогое! Когда наши спортсмены выезжают на крупные соревнования, то берут машины в аренду — это дешевле, чем привезти свою и пройти все этапы омологации.

В картинге пилоты борятся за каждую сотую секунды

Допустим, я хочу отдать ребенка в секцию картинга. Что мне нужно знать?

Мы периодически проводим отборы в группу «микро» на картинговой трассе в Асанбае. Главное — желание ребенка и возможность родителя приобрести технику. Мы всегда готовы помочь в выборе и приобретении техники. Важно понимать, что картинг — это машина, которая «подгоняется» индивидуально под каждого пилота. Когда идет борьба за сотые доли секунды, то важны многие факторы: физические данные спортсмена, выбор резины, давление воздуха в шинах. Картинг состоит из тонкостей: иногда при настройках управляемости нужно уменьшить на несколько миллиметров заднюю колею или «поиграть» жесткостью рамы. Мы в шутку называем картинг «атлетическим» видом спорта — рано или поздно что-нибудь да «атлетит».

Какова средняя стоимость машины для картинга?

— Подержанный карт для класса «мини» стоит от 1 500 евро, новый — от 3 500. Для взрослых цены выше — от 5500. Цена машины зависит от производителя шасси и рабочих характеристик двигателя.

Насколько для пилота важна техническая грамотность?

Пилот обязан разбираться в технической части, поскольку должен уметь объяснить механику или инженеру по настройке, как работает машина. По большей части наши пилоты сами подстраивают машины под себя. Спортсмен должен уметь производить быстрый ремонт между заездами или при необходимости помочь механику. Пилот — это не просто человек, который крутит руль. Для победы важна командная работа. Принято считать, что успех на 60% зависит от пилота, остальные 40 — это настройка техники и работа на трассе. Тандем «механик-пилот» должен работать как единый механизм.

— Спасибо за беседу. Когда можно будет увидеть спортсменов в действии?

— Чемпионат стартует 21 апреля на тренировочной базе спецподразделения «Скорпион» в Токмаке.

И. Дейнеко

Фото предоставлены В. Селезневым

Добавить комментарий