Страхование автоперевозчиков — выгодное дело

В стране, Новости

Проблема пренебрежительного отношения к ПДД большинства водителей маршруток и такси остается актуальной. На протяжении года перевозчики страхуют свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Об этом виде страхования и о выгодах, которые получают застрахованные водители, мы поговорили с экспертом в области страхования Темирланом Кабылбековым.

— Темирлан, расскажите о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами.

— С 1 апреля 2018 года вступило в силу постановление правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2017 года № 833 о внесении изменений в некоторые Правила дорожного движения КР. Согласно ему, при перевозке опасных грузов и перевозке пассажиров запрещается эксплуатировать транспортное средство без наличия страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОПП).

С первого апреля прошлого года сотрудники ГУОБДД при проверке документов, а также сотрудники Министерства транспорта при выдаче лицензии на коммерческую перевозку пассажиров требуют у перевозчиков — водителей автобусов, троллейбусов, такси и маршрутных такси — страховой полис по этому обязательному виду страхования.

— Этот закон вступил в силу в 2008 году. Почему не было административных взысканий за отсутствие полисов у перевозчиков на протяжении десяти лет?

— Так получилось, что в течение этого времени не менялись ПДД, а также Административный кодекс в части административных взысканий по этому виду страхования. Сегодня в новом Кодексе о нарушениях учитываются взыскания, а все тарифы и лимиты ответственности страховой компании прописаны в постановлении правительства КР. В этой связи у всех страховых компаний, предоставляющих услуги по обязательному виду страхования для перевозчиков пассажиров, одинаковые условия. Чтобы осуществлять услуги по страхованию ответственности перевозчиков перед пассажирами, страховой компании необходимо иметь лицензию на предоставление услуг по обязательным видам страхования.

— Почему этот вид страхования является обязательным?

— Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности перевозчиков перед пассажирами в первую очередь направлено на защиту интересов пассажиров, а также освобождает перевозчиков от непредвиденных расходов при наступлении ответственности перед пассажирами. Если произойдет ДТП, в котором пострадают люди, находящиеся в авто, то они получат компенсацию от страховой компании в пределах лимита ответственности.

Как только пассажир вошел или сел в транспортное средство перевозчика, за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу, отвечает перевозчик. Однако при наличии договора ОСГОПП ответственность последнего будет переложена на страховую компанию. Этот вид страхования предусматривает страхование ответственности перевозчиков пассажиров железнодорожного, авиа- и водного транспорта.

— Какая сумма штрафа предусмотрена за отсутствие страхового полиса ОСГОПП?

— Согласно Кодексу КР о нарушениях, который вступил в силу 1 января 2019 года, пункту 3 статьи 134, за нарушение правил перевозок автомобильным транспортом, а именно нарушение или неисполнение требований Закона Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» влечет наложение штрафа для физических лиц в размере 3 000 сомов, а для юридических лиц — 13 000 сомов.

— Сколько стоит один страховой полис, и каковы лимиты ответственности, которые могут выплатить в случае наступления страхового случая страховые компании?

— По закону перевозчик обязан застраховать каждое пассажирское место в его транспорте. Ответственность перед каждым пассажиром будет застрахована с общим лимитом ответственности страховой компании на 310 000 сомов. Точнее, лимит ответственности по риску нанесения ущерба жизни и здоровью пассажиров составляет 300 000 сомов на одного человека, а лимит по риску нанесения ущерба имуществу одного пассажира насчитывает 10 000 сомов. Учитывая огромную ответственность, которую «перекладывает» перевозчик на страховую компанию, стоимость этого вида страхования очень низкая.

Вот несколько «говорящих» цифр: при внутригородских перевозках застраховать ответственность на одно пассажирское место перевозчику обойдется всего в 136,6 сома в год! За эту сумму можно будет возместить ущерб в 310 000 сомов, если страховой случай наступит в течение года. Водителю такси, у которого в салоне находится четыре пассажирских места, страховой полис обойдется в 546,4 сома в год, а водителю маршрутного такси, у которого 15 пассажирских мест, — 2 049 сомов в год. При междугородних и международных перевозках стоимость страхования ответственности на одно пассажирское место составит 204,9 сома в год.

— Расскажите о позитивном примере из Вашей практики.

— Недавно был страховой случай. Водитель маршрутного такси №114 столкнулся с легковым автомобилем на проспекте Жибек Жолу. В результате ДТП пострадали два пассажира маршрутного такси. Одного из них с диагнозами «закрытая черепно-мозговая травма, сочетанная травма, закрытый перелом шейки бедренной кости слева со смещением» доставили в больницу каретой скорой помощи. В медцентре пришлось сделать пациенту операцию, чтобы восстановить бедренную кость. Второго пассажира также доставили в больницу с многочисленными травмами, однако в его случае лечение обошлось без хирургического вмешательства.

Вследствие замены одного из позвонков на имплант стоимость операции для первого пострадавшего обошлась очень дорого, но благодаря страховому возмещению водитель маршрутного такси не понес никаких расходов. Страховая компания выплатила компенсацию в размере 247 175 сомов, которые пошли на лечение пострадавших. Страховой полис водителю обошелся в 1 360 сомов, и благодаря его наличию водитель избежал огромных расходов вследствие ДТП.

— Насколько полноценно работает этот вид страхования в Кыргызстане?

— Несмотря на митинги в апреле прошлого года, все водители маршрутных такси застраховали ответственность перед пассажирами. Сотрудники таксомоторных компаний тоже приобрели страховые полисы. Все без исключения госпредприятия, которым принадлежат автобусы и троллейбусы, провели тендеры и выбрали страховщиков по этому виду страхования. Так что можно сказать, что закон об ОСГОПП в Кыргызстане работает.

— Стали ли в последнее время перевозчики активнее страховать свои авто и свою ответственность?

— Да, введение штрафов за отсутствие страхового полиса для перевозчиков пассажиров поспособствовало развитию культуры страхования среди автоперевозчиков. Сегодня люди начали извлекать выгоду, пользуясь страхованием. Например, некоторые водители маршрутных такси помимо обязательного страхования по пассажирам активно начали пользоваться «коробочными» программами. Теперь они уже в добровольном порядке страхуют свое авто, автогражданскую ответственность (добровольное ОСАГО) и себя за рулем.

— Большое спасибо за беседу!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий