Правила хорошего тона, или Страсти по тонировке

В стране, Новости

Сотрудникам Минтранса по новому Кодексу о нарушениях передан контроль за тонировкой авто в Кыргызстане, хотя служащие этого ведомства не имеют права останавливать машины для проверок. Многие «крутые» автомобилисты решили, что можно вкруговую затонировать стекла авто, и ничего им за это не будет. Пока депутаты вносят поправки в Кодекс, сотрудники Министерства транспорта и дорог проводят совместные рейды с инспекторами ГУОБДД.

 Закон гласит

Согласно Кодексу о нарушениях, сотрудники Минтранса с 1 января 2019 года могут принимать меры в отношении водителей за управление ТС с нанесенным на лобовое или боковые стекла передних дверей тонирующим покрытием либо с использованием шторок или наличием на стекле задней боковой двери или заднем стекле зеркального тонирующего покрытия. Штраф за это нарушение составляет 3 000 сомов для физических лиц и 13 000 сомов — для юридических.

Тонировка под запретом

Тонировка лобового и передних боковых стекол авто запрещена, потому что в темное время суток есть риск не заметить препятствие или пешехода. В бОльшей степени причина запрета заключается в стремлении поддерживать безопасность дорожного движения.

В Бишкеке мелкие улицы почти не освещены в ночное время, да и на центральных трассах столицы лампы зачастую освещают кроны деревьев, а не проезжую часть дороги. Через тонированные стекла видимость существенно снижается, а риск попасть в ДТП увеличивается.

Несмотря на отсутствие статистики того, как пленка на передних стеклах авто может влиять на аварийность, эксперты по дорожной безопасности утверждают, что тонировка является большим фактором риска.

Есть и другой момент: из-за тонировки сотрудники ГУОБДД не видят некоторые нарушения, которые поднимают уровень аварийности: разговор по телефону за рулем, игнорирование ремня безопасности. За рулем, возможно, находится преступник, которого скроет от глаз правоохранителей пленка на стекле. Отсюда и запрет!

Тонировка в странах мира

Согласно данным Интернета, в США требования к тонированию стекол частного транспорта разнятся в зависимости от штата, однако есть общие требования: светопропускаемость для ветровых и передних боковых стекол должна составлять не менее 70%, а все остальные стекла можно тонировать без ограничения при наличии двух боковых зеркал.

Во многих европейских странах ГОСТ гласит: 75% — светопропускаемость для лобового стекла и 70% — для передних боковых. Задние стекла зачастую можно тонировать без ограничений.

В соседнем Таджикистане в 2010 году ввели систему платной выдачи разрешения на тонировку автомобильных стекол, хотя ранее закрывать стекла пленкой было запрещено из-за роста преступности. Теперь тонировка там осуществляется специальным управлением при МВД, а не в кустарных условиях СТО. Разрешение выдается подразделениями Государственной службы безопасности дорожного движения сроком на один год, но последующие годы придется вновь вносить плату за тонировку: около $400 за один год «шика и роскоши».

Рейд «Тонировка»

Многие автомобилисты активно тонируют передние стекла авто, потому что это «круто и модно». Вразрез Кодексу о нарушениях на станциях техобслуживания в начале года даже выстроились очереди, но на минувшей неделе сотрудники Минтранса провели рейды по снятию тонировки.

«В Кодексе о нарушениях прописано, что контролировать тонировку на автотранспорте должны сотрудники Минтранса, но при этом у них нет полномочий останавливать автомашины. То есть разрешено выписывать протоколы о нарушениях, но просто останавливать водителя для разбирательства нельзя. В этой связи в декабре кабмин принял постановление внести поправки в Кодекс о нарушениях. Этот законопроект прошел парламентское обсуждение в первом чтении, скоро будет второе. По нему все полномочия касательно тонировки должны вновь отойти инспекторам ГУОБДД. Но пока мы работаем совместно и выявляем нарушителей», — рассказал сотрудник пресс-службы ГУОБДД Нурбек Токтосунов.

В ходе рейда произошел инцидент: водитель отказался предоставлять сотруднику Минтранса водительское удостоверение, хотя не отрицал, что передние боковые стекла его авто затонированы. Без ВУ нарушителя инспектор Минтранса не мог составить протокол. После долгих споров водитель представил ВУ, протокол о нарушении был выписан, но автовладелец отказался снимать тонировку на месте. Проверяющие пояснили, что если он и дальше поедет с тонированным автомобилем, то его могут остановить и наложить штраф сверх того штрафа, который уже выписан! Однако в Кодексе о нарушениях в статье 11 «Принцип справедливости» указано, что привлечение к ответственности дважды за одно и то же нарушение не допускается. Получается, что автомобилист может еще как минимум месяц до истечения официального срока по уплате штрафа колесить по дорогам с тонированными стеклами.

Немного сарказма

На минувшей неделе депутат Исхак Пирматов на заседании Жогорку Кенеша предложил легализовать полную тонировку автомашин в Кыргызстане за $500. Депутат Дастан Бекешев в свою очередь предложил направить эти средства на строительство нового стадиона.

Многих автомобилистов подобная инициатива очень удивила: «Сначала говорят, что через тонированные стекла не видно пешеходов, а потом говорят о цене вопроса! Где последовательность, где закон, единый для всех?»

В соцсетях идут бурные обсуждения Кодекса и ситуации с тонировкой. Досконально разобравшиеся в нестыковках Кодекса автомобилисты иронизируют в отношении инспекторов и законотворцев. К голосу народа стоит прислушаться, поднапрячься и довести Кодекс до совершенства.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий