Кыдырма Орозалиев: «В СССР работали на износ»

В стране, Новости

Строительство автодорог — в любое время дело непростое, но очень важное для развития страны. Здесь нужна и трудовая доблесть рабочих, и ответственность руководителей. О том, как строили дороги в советское время в Киргизской ССР, не понаслышке знает заслуженный работник транспорта, экс-министр автотранспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР, председатель Союза ветеранов при Министерстве транспорта и дорог Кыргызстана Кыдырма Орозалиев.

— Кыдырма Абышевич, расскажите о работе Министерства автотранспорта и шоссейных дорог в эпоху СССР?

— В то время на территории нашей республики насчитывалось около 19 000 километров автодорог — международных, межреспубликанских и местных — и на содержание, обслуживание, мелкий и капитальный ремонт трасс выделялось меньше денег, чем сегодня. Но тогда люди были точнее, исполнительнее и аккуратнее. Дороги в то время строились исключительно силами строительных организаций и строителей-дорожников министерства. Мы никогда не нанимали рабочих из других предприятий.

В советское время в каждой области страны было по одной машинно-строительной станции с крупной дорожно-строительной техникой, но сейчас этих предприятий уже нет — они приватизированы или ликвидированы, поэтому приходится приглашать подрядчиков «со стороны». Хочется отметить, что в то время техника была не такой мощной, как сейчас, но благодаря людям автогрейдеры, экскаваторы, автопогрузчики работали точно, как часы.

— Что, на Ваш взгляд, изменилось со времен СССР?

— В советское время люди работали честно, самоотверженно и на совесть, выполняя требования проектов. Мне кажется, что система дала сбой, когда в Минтранс просочились коррупция и взяточничество. Деньги портят людей, к тому же, со временем это становится обыденным понятием — каждый уверен, что надо брать, воровать и всячески «набивать свои карманы».

— Если сравнивать качество дорог советского и современного периодов, какое лучше?

— Надо отдать должное, что сейчас дороги намного качественнее благодаря совершенству техники: каткам, асфальтоукладчикам. Сейчас в асфальтобетонную смесь добавляют специальные минеральные добавки, которые делают дороги более морозоустойчивыми и стойкими.

— В советское время Министерство автотранспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР процветало. В чем была причина успеха?

— Тогда каждый из нас работал на износ, с утра и до позднего вечера. Тогда мы приглашали строителей из регионов, Токмака, Кара-Балты. В 70-е годы министерство твердо встало на ноги, имело собственные строительные организации, проектные институты. Независимо от всех мы вели строительство объектов. Наш труд заметило руководство республики, и нам стали давать задания, не входящие в наши функции. Министерство строило жилье, а после — аэропорты в Тамчи, Казармане и Баткене — на юге рано созревал урюк, и его надо было оперативно продавать. Коммунистическая партия поручила нашему министерству построить музей Ленина, площадь Ала-Тоо и площадь Победы. И все это мы делали параллельно с укладкой асфальта на столичных улицах. Такая грандиозная работа поспособствовала повышению производительности труда и развитию отрасли.

Введение в эксплуатацию автовокзала

— Вспомните из эпохи СССР доброе начинание дорожников, каких было немало в то время.

— По долгу службы я часто бывал в Казармане и проезжал перевал Кара-Коо на высоте около 3000 метров выше уровня моря. Однажды я вышел из машины на перевале — облака были прямо под ногами. Мне запомнился этот случай — было так красиво, но и очень холодно — на такой высоте, да еще и в декабре! Тогда по заданию дорожников на перевале поставили круглосуточно отапливаемые вагончики, снабженные углем, дровами и керосином, чтобы проезжающие люди могли зайти туда и отогреться. Это доброе дело мне понравилось. Став министром, я взял опыт «на вооружение» и организовал такие вагончики на каждом перевале. Рядом с пунктами обогрева стоял всегда готовый к работе бульдозер. Дорога на перевалах зимой сложная, и зачастую приходилось вытаскивать застрявшие автомобили на буксире.

Введение в эксплуатацию моста Нарын — Тогуз-Торо

— Как в министерстве тогда отмечали Новый год?

— Когда я был министром, мы скромно отмечали Новый год и другие праздники в зале заседаний коллегии. Потом правительство вынесло постановление о категорическом запрете распития спиртных напитков в министерствах. Причиной тому была гибель сотрудника Министерства юстиции. После праздничного застолья он упал с балкона и погиб.

Больше официальных «банкетов» на рабочих местах не было. На самом же деле сотрудники потихоньку «собиражали на троих» в кабинетах, а отмечать праздники в ресторанах у нас не было возможности. Потом уничтожались «улики», пустые бутылки тайно выносили из кабинетов. Во все времена запреты порождали еще большие желания.

Я сердечно поздравляю коллектив издания «АВТОгид» и ваших читателей с наступающим 2019 годом! Всем желаю быть здоровыми, энергичными и позитивными. Всем автомобилистам свободных и ровных дорог!

— Кыдырма Абышевич, крепкого Вам здоровья и всех благ в наступающем году. Спасибо за беседу!

Беседу вела О. Башкирова

Фото из личного архива К. Орозалиева

Добавить комментарий