ОСАГО: И хочется, и колется…

В стране, Новости

В феврале следующего года в Кыргызстане вступит в силу постановление по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, более известному как ОСАГО. На минувшей неделе Госфиннадзор вынес на рассмотрение тарифы, которые многих всерьез обеспокоили — и потенциальных страхователей, и владельцев страховых компаний.

Позади всех

В большинстве стран мира ОСАГО является надежным цивилизованным механизмом компенсации ущерба при ДТП. Кыргызстан — единственная страна в СНГ, которая до сих пор не ввела обязательное страхование автогражданской ответственности. ОСАГО гарантирует финансовую безопасность водителя при ДТП. Страховые компании оплачивают расходы потерпевшей стороне, если авария произошла по вашей вине. Вопреки распространенному мнению, оно не является страхованием самого водителя или его автомобиля. Для этого существуют другие, добровольные виды страхования.

ОСАГО должно было заработать еще в начале 2016 года, но недовольство общества вынудило власти отложить срок принятия закона. Сначала его отсрочили до января 2018 года, а затем до февраля 2019-го. Основными причинами отсрочки закона называли недоработку ОСАГО, отсутствие напечатанных бланков полисов, а также центров по их продаже.

Сегодня на рынке страны, по данным главы Ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбека Молдокулова, представлено 18 крупных и малых страховых компаний, многие из которых работают давно и уже завоевали доверие клиентов.

Тем не менее, обязательное страхование всех автотранспортных средств страны уже сейчас вызывает множество вопросов и у потребителей, и у владельцев страховых компаний, которые в далеком 2016 году уже попали впросак из-за переноса даты вступления постановления в силу.

«В прошлый раз наша компания открыла филиалы во многих городах страны, арендовала помещения, обучила и наняла персонал, но ОСАГО решили перенести. Хотелось бы, чтобы в этот раз закон вступил в силу вовремя, и кыргызстанцы с февраля по июль следующего года — период информационно-разъяснительных работ — смогли застраховать свои автотранспортные средства», — сказал начальник отдела развития компании «АТН Полис» Темирлан Кабылбеков.

Общественность в свою очередь обеспокоена тем, что ОСАГО будет реализовывать не государство, а частные страховые компании, которые в любой момент, якобы, могут выйти из игры, бросив своих клиентов.

«Почему-то некоторые у нас считают, что частным компаниям нельзя доверять. Но сами подумайте: владельцы этих фирм находятся на рынке уже многие годы. Зачем предпринимателям бросать свое дело и бежать из страны? Также страховая компания не сможет в одночасье просто взять и объявить себя банкротом, поскольку дела каждой фирмы находятся на контроле у Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком, а также у других ведомств, есть регулярная отчетность и проверки. Подобная ситуация с банками. Почему люди несут свои деньги в банки и оставляют их там, не боясь, что руководство сбежит за рубеж? Потому что существует государственный контроль и банков, и страховых компаний», — пояснил руководитель Ассоциации страховщиков Сабырбек Молдокулов.

Что в документе?

Третьего декабря проект постановления правительства «Об утверждении минимальных размеров страховых сумм, лимитов ответственности и тарифов страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» вынесен на общественное обсуждение. По данным Госфиннадзора, страховая сумма (компенсация) должна покрывать расходы пострадавших на лечение, погребение или на восстановление имущества потерпевших.

Размеры страховой премии (компенсации) в случае ДТП, если оно:

— привело к смерти потерпевшего — 300 тысяч сомов;

— привело к инвалидности — от 100 тысяч до 200 тысяч сомов — в зависимости от группы;

— привело к повреждениям без инвалидности – не более 100 тысяч сомов на лечение;

— при нанесении ущерба имуществу – не более 150 тысяч сомов каждому потерпевшему и не более 450 тысяч всем.

Базовый взнос для страхователей предлагается в размере 1 680 сомов в год. Но по факту он может быть выше в зависимости от возраста и стажа водителя, типа авто и количества ДТП.

«К сожалению, ранее предполагавшийся лимит ответственности по страховым суммам, который предусмотрен в законодательстве многих стран, опущен. Это может резко увеличить страховые выплаты в случае крупных автокатастроф и при заявленных тарифах приведет к тяжелым последствиям для страховых компаний, а также может сделать их деятельность нерентабельной или бесполезной вовсе», — пояснил глава Ассоциации страховщиков Сабырбек Молдокулов.

Риски

По словам главы Ассоциации страховщиков Сабырбека Молдокулова, руководители многих страховых компаний, ознакомившись с предлагаемыми Госфиннадзором тарифами по ОСАГО, задумались, стоит ли заниматься этим видом страхования в Кыргызстане.

«В стране в прошлом году, согласно статистике ГУОБДД, произошло 6 346 ДТП, в которых погибли 907 человек и еще 9 568 граждан получили травмы. Получается, если бы в прошлом году ввели ОСАГО, за смерть этих 907 человек страховым компаниям пришлось бы выплатить 272 миллиона 100 тысяч сомов! Это огромные деньги. А если сюда прибавить еще компенсации, которые нужно выплатить 9 568 пострадавшим в ДТП… Учитывая такую статистику аварийности, травматизма и смертности, а также сумму базового тарифа для страхователей в размере всего 1 680 сомов, многие страховые компании раздумывают о приобретении лицензии для осуществления ОСАГО», — отметил Сабырбек Молдокулов.

К концу месяца размеры тарифов должны быть утверждены правительством, и до вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» останется месяц. Успеют ли все реализовать?

«Я считаю, что несмотря на недоработку некоторых аспектов к 7 февраля можно успеть подготовить почву к началу страхования автомобилистов. К этому времени необходимо подготовить ряд нормативно-правовых документов, а также сделать автоматизированную базу данных страхователей всех компаний, чтобы исключить любые виды мошенничества. Кроме того, потребуется изготовить бланочную продукцию. Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком на прошлой неделе предложила отсрочить до 1 июля 2019 года штрафы за отсутствие ОСАГО для кыргызстанцев. За это время страховые компании точно успеют полностью подготовиться к наплыву клиентов», — пояснил глава Ассоциации страховщиков страны.

Он добавил, что государство должно не только принимать законы, но и контролировать их реализацию. Значит, если власти постановят, что к июлю 2019 года у каждого автомобилиста должен быть полис ОСАГО, то с июля необходимо начать проверки и назначать штрафные санкции в отношении незастрахованных транспортных средств. В противном случае страховаться никто не станет, и страховые компании могут понести убытки.

«В Кыргызстане уже есть обязательное страхование водителей-перевозчиков, но, поскольку за соблюдением этого закона никто не следит, многие автомобилисты пренебрегают приобретением страховых полисов», — подчеркнул Сабырбек Молдокулов.

По его словам, размер штрафа должен быть реальным и тщательно просчитанным. «Штраф должен мотивировать автомобилиста отправиться в страховую компанию и приобрести полис ОСАГО. Должно быть невыгодно постоянно оплачивать штрафы, поскольку полис стоит не так уж и дорого. Но и сумма штрафа должна быть не настолько высокой, чтобы не посеять среди общественности негативное отношение к страхованию», — сказал глава Ассоциации страховщиков.

Размышляя об ОСАГО, помните, что вы страхуете свою гражданско-правовую ответственность владельцев автотранспортных средств не для государства и не для страховой компании, а для себя — в целях обеспечения гарантии обязательных выплат пострадавшим в случае ДТП по вашей вине.

О. Башкирова

Фото из Интернета

One thought on “ОСАГО: И хочется, и колется…

  • 1. Доводы «за» ОСАГА, крайне не убедительны.
    2. У нас банки обонкрочивались в один день, а тут какая то страховая компания.
    3. Ни кто не объяснил принцеп защиты страховки. Всё сводится: Заплати или будем штрафовать!!!

Добавить комментарий