Почему сменят дизайн водительских удостоверений?

В стране, Новости

Недавно пресс-служба ГРС сообщила, что в Кыргызстане планируется в четвертый раз изменить внешний вид водительского удостоверения. О том, каким будет документ нового образца, мы поговорили с заведующим Отделом регистрации движимого имущества ГРС при ПКР Усеином Касмалиевым.

— В Кыргызстане уже трижды меняли дизайн национальных водительских удостоверений. Почему это происходит?

— В первый раз внешний вид водительских удостоверений сменили в 2000 году, когда решили отказаться от дизайна документов с бывшей советской символикой. Выпускаемые водительские права стали желтого цвета. Во второй раз дизайн сменили уже в 2011 году, на ныне действующий — розовый. В самом начале они были бессрочными, поскольку такой вариант не был запрещен законодательством. На протяжении нескольких лет кыргызстанские водители получали такие водительские удостоверения.

В Венскую конвенцию от 1968 года, страной-участницей которой является Кыргызстан, позже внесли изменения с требованием, чтобы ВУ были со сроком действия. С 2015 года у нас в стране стали выдавать «срочные» удостоверения, которыми разрешается пользоваться в течение десяти лет, после чего их следует поменять. Тогда и появилось так называемое третье «поколение» водительских прав.

Многие развитые страны практикуют замену внешнего вида и типа защитных элементов на водительских удостоверениях с периодичностью в пять-восемь лет, потому что за такой срок злоумышленники «учатся» их подделывать. Очередная смена водительских прав в Кыргызстане тоже является мерой безопасности.

Водительское удостоверение до 2011 года

— Когда планируется начать выдачу водительских удостоверений нового образца?

— Контракт с фирмой, которая занимается изготовлением водительских удостоверений, заканчивается в апреле 2019 года, но их продукции, по предварительным подсчетам, хватит до конца мая. Поэтому мы ожидаем, что первые ВУ нового образца кыргызстанские водители получат уже в начале июня. Документы будут изготавливаться с учетом международного опыта в улучшенном дизайне с многочисленными элементами защиты. Кроме того, планируется полностью пересмотреть процесс изготовления и выдачи прав.

— Новые водительские удостоверения станут дороже?

— Новые образцы водительских удостоверений будут изготавливаться из очень прочного пластика. Данные о владельце производитель обязуется наносить лазером, который невозможно стереть и сложно подделать. Стоимость документов будет зависеть от всех материалов и от цены, которую установит подрядчик после проведения тендера. Предположительно, водительские удостоверения будут дешевле, чем ныне действующие. Напомню, сейчас их стоимость составляет €12 в сомах по курсу Национального банка КР на день оплаты.

Действующее водительское удостоверение

— Обязательно ли водителям менять старые водительские удостоверения на обновленные образцы?

— Нет, это не потребуется. Национальные права действительны на протяжении десяти лет, поэтому их требуется менять по истечении срока действия. Если же автовладелец захочет обновить свои документы, то это не возбраняется.

Напомню, три года назад в правительственное постановление «Об утверждении положения о порядке приема экзаменов, выдачи гражданам водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами» №420 от 4 августа 1999 года были внесены изменения и дополнения. С 2015 года водительские удостоверения выдаются сроком действия на десять лет, а «бессрочные» документы, выданные ранее, согласно постановлению, становятся недействительными через десять лет со дня выдачи.

— Планируется ли внедрить в новые водительские удостоверения чипы с данными о ДТП и оплаченных штрафах?

— Когда-то мы хотели сделать такой вид водительских удостоверений. Однако комиссия рассмотрела отзывы других стран о подобных документах и решила, что чипы в удостоверениях — это уже устаревшая технология, и это совсем не выгодно и не удобно. Согласно плану в чипе предусматривалось наличие определенной информации, которая бы требовалась инспектору ГУОБДД для ознакомления с водителем и его историей вождения.

Однако сейчас проработана система, когда на документах установлен специальный ПИН гражданина, позволяющий в считанные секунды посмотреть по этому коду всю информацию о водителе. Соответствующие госорганы имеют доступ к этим данным, а чипы в документах — это излишнее расточительство, ведь на их внедрение в удостоверения потребуются немалые деньги.

— Собирается ли ГРС изменить и дизайн техпаспортов?

— Такой вариант сейчас рассматривается межведомственной комиссией. Пожалуй, при смене подрядчика, который будет печатать документы, может смениться и внешний вид свидетельства о регистрации транспортных средств. Возможно, техпаспорта станут пластиковыми, и будут удалены несущественные поля из содержания. Однако пока что говорить об этом рано.

— Достаточно ли иметь водительское удостоверение национального образца для работы в России и других странах?

— Наши национальные водительские удостоверения актуальны для использования за рубежом, например, в России. Мы стараемся изготавливать документы, которые соответствуют требованиям других стран.

Тем не менее иногда трудовые мигранты-кыргызстанцы жалуются, что инспекторы ГИБДД в России придираются к их документам. Такие ситуации случаются не очень часто, но все же бывают. В связи с этим я рекомендую наряду с национальным водительским удостоверением также иметь и международное водительское удостоверение (МВУ). Важно помнить, что МВУ выдается сроком на три года и действует только на основании национального ВУ. Стоимость МВУ в ГРС составляет €7,5 в сомах по курсу Национального банка на день оплаты.

— Расскажите о правилах и условиях сдачи экзамена на получение водительского удостоверения.

— Получение водительского удостоверения происходит в соответствии с правилами приема квалификационных экзаменов и выдачи удостоверений. Согласно им, сначала выпускник автошколы сдает теоретический экзамен, который принимается в здании территориального РЭО с использованием автоматизированной информационной системы в онлайн-режиме на основе экзаменационных задач. Во время сдачи теории требуется за 25 минут ответить на 20 вопросов. Система сама составляет билеты, поэтому шаблонов пакета задач нет. Сдавшим теоретический экзамен считается кандидат, ответивший правильно на 18 и более экзаменационных вопросов.

Процесс сдачи теоретической части экзамена

После этого следует практическая часть экзамена, во время которой будущий водитель в условиях реального дорожного движения должен доказать экзаменатору и наблюдателям, что он готов управлять автотранспортом.

Сейчас экзамены проводятся с использованием технических средств контроля: средств аудио- и видеорегистрации. Во время сдачи теоретической части экзамена камеры устанавливаются в помещениях, а практической — на автомототранспортных средствах.

— Большое спасибо за беседу!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий