Утилизация шин в Кыргызстане: Есть ЭКОрешение ЭКОпроблемы! 

В стране, Новости, Полезное

Совсем скоро автомобилисты начнут менять летние шины на зимние. У кого-то состояние летних шин еще допускает их использование в следующем году, но некоторым владельцам авто придется избавиться от старых покрышек. Многие автовладельцы знают, что отслужившая свой век резина имеет наивысший класс опасности, но куда девать износившиеся покрышки — вопрос весьма сложный. Вариантов решения этой проблемы у кыргызстанцев не так много, но они есть. 

Налицо проблема 

Сегодня в Кыргызстане остро стоит вопрос об утилизации автомобильных покрышек и иных резинотехнических изделий, в частности, изношенных автомобильных шин. На Западе уже давно существуют и работают продвинутые методы утилизации отработанной резины, а в нашей стране многие автомобилисты до сих пор мучаются вопросом, куда же деть отслужившие свой срок шины.

Старые автомобильные шины — большая головная боль экологов. По статистике более 70% покрышек в мире не перерабатываются и не утилизируются: автомобилистам ничего не остается, кроме как хранить резину, захламляя гаражи, либо выбрасывать покрышки на свалку, где они, разлагаясь, наносят вред экологии.

Немало старых шин накапливается в автохозяйствах, на аэродромах, промышленных и сельскозяйственных предприятиях, возле шиномонтажных мастерских, горно-обогатительных комбинатов. У резины высокая стойкость к воздействию солнечного света, кислорода, озона, микробиологических воздействий, поэтому старые покрышки отравляют природу.

Засыпанная землей шина разлагается более 150 лет, она медленно, но верно выделяет вредные вещества, загрязняет грунтовые воды и прилегающие территории. Экологи отмечают, что на местах «захоронения» шин нельзя выращивать сельскохозяйственные культуры.

Резиновые шины относятся к четвертому классу опасности, они достаточно легко воспламеняются, а продукты их сжигания оказывают пагубное влияние на почву, водный и воздушный бассейны. Температура горения покрышек равна температуре горения каменного угля, поэтому многие бишкекчане используют авторезину для топки котлов в домах и банях. В окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако. В осенне-зимний период эта «удушливая шапка» отравляет сотни тысяч людей смесью химических соединений, нанося при этом непоправимый урон экологии.

Борцы за экологию Кыргызстана изыскивают возможности минимизировать вред от старых автошин: одни вдыхают «вторую жизнь» в отслужившие изделия, другие замахиваются на нечто глобальное…

Фантазия включена 

Творческие люди украшают дворы и дачные участки креативными и функциональными шедеврами из старых покрышек. Самая простая идея — мини-клумба из наполненной землей покрышки. Более опытные лайфхакеры делают из автомобильной резины мебель, качели, инвентарь для тренировок, фигурки зверей, заборы и даже лестницы. Однако, говоря о сохранности природы, не стоит полагать, что ставшие вновь полезными изношенные автошины теряют свои отравляющие экологию свойства.

Местный Кулибин 

Напомним, Кулибин — это известный русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия в русском языке давно стала именем нарицательным. Кулибиными до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие. Кулибин был многогранно талантлив, оставил в наследие потомкам множество изобретений, полезных в разных сферах жизни.

В Кыргызстане никто и никогда не занимался утилизацией автомобильных шин, поэтому героя, о котором мы расскажем, можно назвать местным Кулибиным. Столичный житель Акмальжан Мамарасулов семь лет назад начал перерабатывать вторичное сырье – резиновые покрышки. По его словам, он решил заняться утилизацией автомобильной резины, заметив большое скопление старых автошин на станциях техобслуживания. Два года ему потребовалось на продумывание бизнес-проекта, а также создание станков для заводов и поиск помещения.

«Я работал в строительной сфере, но мне хотелось что-то поменять. Посмотрел в Интернете, как можно использовать изношенные автошины, и у меня зародилась идея о создании собственного производства», — рассказал основатель двух заводов по переработке резинотехнических изделий Акмальжан Мамарасулов.

На заводах старые автопокрышки перерабатываются, и полученную резиновую крошку используют для оборудования футбольных полей, лестничных маршей и в качестве наполнителя для спортивного инвентаря.

«Мы будем рады, если автомобилисты будут сдавать на наших заводах изношенную резину. Заводы находятся в Аламединском районе Чуйской области, в селе Гроздь. Связаться с нами можно по телефонам: (0-558) 38-83-88 и (0-706) 17-07-07», — рассказал помощник Акмальжана Мамарасулова Икрам Эргешбаев.

На заводах трудятся около тридцати человек. Процесс переработки резины хоть и трудоемкий, но экологичный и не вредит природе. Заводы смогут обеспечить территории школ, детсадов, больниц, общественных мест травмобезопасными покрытиями из резины, не поддающимися обледенению зимой. Сейчас рабочие этих предприятий занимаются переработкой старых гигантских шин с транспортных средств рудника «Кумтор». Вот такое экологичное решение экологической проблемы!

Мы строим будущее

К сожалению, проблема утилизации отходов в Кыргызстане пока стоит остро. Если переработку металлолома успешно освоили, то утилизация и переработка шин, ТБО и пластмасс — это то, к чему нужно стремиться. Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение экологии, сдав изношенную резину на утилизацию. Сдайте шины, не бросайте их на «произвол судьбы»!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий