ОСАГО в Кыргызстане: Все «за» и «против»

В стране, Новости

Уже в феврале 2019 года инспекторы ГУОБДД начнут штрафовать водителей за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Но многие автомобилисты в Кыргызстане по-прежнему не до конца понимают, зачем нужно ОСАГО и как оно работает, тем более они не представляют, как вести себя в случае дорожно-транспортного происшествия. На минувшей неделе в пресс-центре ИА «Sputnik Кыргызстан» прошел круглый стол, в ходе которого участники обсудили, как будет работать закон и в чем же его плюсы и минусы.

Наконец и в Кыргызстане

С вступительным словом выступил член исполнительного совета Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком Нурлан Байбосунов. Он в общих чертах рассказал о новом виде страхования в Кыргызстане.

«В случае если авария произошла по вине водителя, все третьи лица, пострадавшие по его вине, получают возмещение за ущерб здоровью, жизни и имуществу. Это могут быть не только водители, но и владельцы скота, который был сбит на дороге, или, например, домовладельцы, имуществу которых был нанесен ущерб. Страховая компания также возьмет на себя расходы в случае, если в ДТП пострадают пешеходы. То есть ОСАГО будет полезно даже гражданам, не владеющим транспортными средствами», — отметил он. Следует добавить, что по договору ОСАГО ущерб возмещается только пострадавшим.

Удобно всем?

О важности нового закона для автоперевозчиков рассказал председатель Ассоциации пассажирских перевозчиков Бишкека Алтынбек Доспаев. «В Кыргызстане более миллиона транспортных средств, которые задействованы в автоперевозках. Мировая практика показывает, что закон об ОСАГО работает с пользой для всех. При этом отмечу, что некоторые нюансы по правилам и тарифам требуют доработки», – сказал Доспаев.

Позицию МВД по ОСАГО озвучил начальник отдела дорожного надзора ГУОБДД МВД КР Талантбек Ибраев. По его мнению, введение нормы поспособствует уменьшению количества судебных разбирательств и ДТП, так как в процессе выдачи полиса страховщики будут собирать подробную информацию о водителе: стаж вождения, количество совершенных ДТП и нарушений ПДД. Все эти факторы будут влиять на стоимость страховки.

«Все просто: чем меньше нарушаете, тем дешевле для вас ОСАГО. За примером положительного эффекта далеко ходить не надо – подобный закон с пользой работает в странах ближнего зарубежья», – отметил глава дорожной службы.

В поддержку закона высказался и ведущий специалист Управления автомобильного и железнодорожного транспорта Министерства транспорта и дорог КР Кенешбек Доолетов. «Минтранс как государственный орган, представляющий интересы перевозчиков, всегда поддерживает подобные инициативы. В первую очередь необходимо отработать механизмы реализации закона», – сказал он.

Есть вопросы

ОСАГО – это неизведанное новшество для многих автолюбителей Кыргызстана. Опыт соседних стран подсказывает, что водители уже оценили возможности и гарантии страхования. Страхуя автомобиль, вы приобретаете возможность получить возмещение финансовых потерь и тем самым получаете моральное спокойствие. Однако неудивительно, что нашлись и те, кто подошел к вопросу со скептицизмом. Одним из таких людей стал член Межведомственной рабочей комиссии по ОСАГО Эмиль Бостериев. Он считает, что в документе много недостатков и упущений, которые могут привести к массовому недовольству населения.

Эмиль Бостериев

Методика расчета

О том, как будет вестись расчет страховой выплаты по ОСАГО, рассказал Нурлан Байбосунов.

«Методика установлена Гражданским кодексом. Вести расчет страховой выплаты относительно марки и модели машины невозможно. Такой подход пробовали в России, и, как показала практика, методика не оправдала ожидания», – сказал он.

Высказался по этой теме и начальник отдела политики развития страхования Госфиннадзора Адилет Сыргатаев. По его словам, за рубежом ущерб оценивают с помощью справочника, в котором указана стоимость около сотни тысяч автомобильных деталей, на которые нужно постоянно обновлять цены.

«Это колоссальный объем работы, которая еще не доказала свою эффективность. Поэтому лучше пользоваться услугами независимых оценщиков. Закон стимулирует развитие оценочной деятельности, а значит, в стране появятся сертифицированные специалисты в этой области», — заверил Сыргатаев.

Оспорил эту позицию Эмиль Бостериев. «В Гражданском кодексе нет никакой методики, статьи и нормы. В других странах есть специальная мера выплаты в зависимости от степени повреждения авто или здоровья. Если нет четких правил, создаются договорные отношения», – сказал он.

Как считать?

Эмиль Бостериев поднял для обсуждения и другой важный вопрос: кто именно будет производить расчет возмещения вреда.

«Не факт, что страховщики официально будут платить независимым экспертам за то, чтобы те определили сумму ущерба. Два года назад было предложение, чтобы разногласия между пострадавшими и страховщиками улаживали страховые арбитры, но даже так, они будут находиться «на балансе» страховщиков, а это о многом говорит», — подчеркнул Бостериев. Эксперт отметил, что закон слабо предусматривает ответственность страховых компаний за нарушения, и по этой причине некоторые страховщики годами не выплачивают деньги клиентам.

В ответ на это эксперт из Госфиннадзора Адилет Сыргатаев привел ответные доводы. Он заявил, что ведомство планирует инициировать поправки в закон об ОСАГО, чтобы устранить некоторые противоречия.

«Мы не можем давать полную оценку закона, пока не запустили его — нужна практика», — сказал он.

Страховой полис ОСАГО является документом, подтверждающим договор, заключенный между автовладельцем и страховой компанией, на основании которого последняя обязуется возместить предусмотренную часть ущерба, нанесенного автовладельцем в результате ДТП, при условии, что автовладелец будет признан виновником этого ДТП.

И. Дейнеко

Фото предоставлены ИА «Sputnik Кыргызстан»

Добавить комментарий