Страховка – дорого и бесполезно?
С 1 апреля текущего года вступило в силу постановление, предусматривающее штрафы за перевозку опасных грузов и пассажиров без страхового полиса. Но водители фур и маршруток 2 апреля устроили забастовку и выдвинули свои условия, в которых среди прочих было требование исключить необходимость обязательного приобретения страховых полисов.
При проверке документов сотрудники ГУОБДД могут потребовать предъявить страховой полис.
Для получения страхового полиса необходимы паспорт, водительское удостоверение и технический паспорт автомобиля.
Обязательное страхование
Обязательное страхование услуг перевозчиков было введено еще в 2008 году, однако штраф за отсутствие страхового полиса не налагался. С 1 апреля текущего года вступили в действие поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», а также в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов», согласно которым сотрудники ГУОБДД могут останавливать транспортные средства и проверять наличие полисов. За отсутствие страховки на водителей, которые перевозят пассажиров (такси, маршрутки, автобусы и троллейбусы) и опасные грузы, в соответствии со статьей 244-1 Кодекса об административной ответственности КР налагается штраф в размере 500 сомов с требованием в обязательном порядке приобрести страховку.
«Если водитель попадает в аварию, дорожно-транспортное происшествие или же что-то случается с грузом, тогда ему будет начислена компенсация за ущерб, нанесенный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также за ущерб окружающей среде», — рассказала коммерческий директор ЗАО «Страховая компания «Кыргызстан» Наталья Карякина.
Грузоперевозки
По данным Национального статистического комитета, в январе-феврале этого года объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта, по сравнению с январем-февралем прошлого года увеличился на 100,1 тысяч тонн. Перевозки грузов автомобильным транспортом в стране преобладают. Однако же необходимость обязательного приобретения страхового полиса коснулась и автоперевозчиков опасных грузов.
Целью страхования этой категории водителей является обеспечение защиты жизни, здоровья, материальных ценностей третьего лица и окружающей среды посредством осуществления страховых возмещений в случае инцидента с опасным грузом в процессе его доставки от отправителя к получателю по территории Кыргызской Республики.
Что может случиться?
Инцидент с опасным грузом — взрыв, возгорание, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары, упаковки или иное событие, повлекшее гибель людей или причинение вреда их здоровью, материальным ценностям и (или) окружающей среде.
Однако водители не согласны с условиями и тарифами, по которым они вынуждены приобретать страховые полисы.
Забастовка.
Водители большегрузов на ПВК «Сосновка» 2 апреля организовали забастовку. По обеим сторонам трассы Бишкек — Ош выстроились колонны, состоящие из 80 фур. 4 апреля представители Минтранса и сотрудники ГУОБДД встретились с бастующими дальнобойщиками.
«Водители сообщили, что если все же будет осуществляться страхование, то в сумму страхового полиса должна быть включена и страховка жизни водителей и их автотранспорта. По действующему обязательному страхованию в случае дорожно-транспортных происшествий водители бензовозов, перевозящие опасные грузы, будут возмещать нанесенный ущерб третьим лицам, в том числе и за загрязнение экологии», — сообщили в пресс-службе Минтранса.
Тарифы
18 января 2016 года в постановление правительства № 113 от 26 февраля 2010 года были внесены поправки в расчеты тарифов. Так, страховая сумма по договору страхования зависит от класса опасного груза и грузоподъемности грузового транспортного средства и не может быть меньше установленных минимальных страховых сумм.
В таблице минимального размера страховых сумм, утвержденной правительством КР, есть десять классов грузов, среди которых взрывчатые вещества, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, ядовитые, токсичные, радиоактивные, инфекционные, едкие и коррозийные вещества и прочие, не входящие в перечень. Суммы, мягко говоря, впечатляют.
Так, к примеру, водитель фуры грузоподъемностью более 20 тонн, перевозящий легковоспламеняющиеся жидкости (бензин или дизтопливо), обязан приобрести страховой полис на год в размере 60 000 сомов. Столько же придется заплатить и водителю аналогичной фуры, перевозящему газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением.
Пассажироперевозки
По данным Национального статистического комитета, пассажирские перевозки по сравнению с январем-февралем прошлого года возросли на 2,1 миллиона человек. Число перевезенных пассажиров автобусами и такси индивидуальных предпринимателей (физических лиц) составило 1,1 миллиона человек и увеличилось на 1,2%. Перевозки пассажиров автотранспортом преобладают среди других видов транспорта.
Забастовка.
Водители маршрутных такси Бишкека утром 2 апреля отказались выходить на работу. Причиной забастовки стал новый закон, по которому водителя могут оштрафовать из-за отсутствия страховки пассажиров. А большинство водителей маршруток тем временем не имеют страховых полисов.
Напомним, ежедневно на улицы города выходят более 2500 маршрутных такси, в них нуждаются горожане, ведь количества автобусов и троллейбусов для перевозки людей катастрофически не хватает.
Забастовка «удалась»: вопрос обязательного страхования был отсрочен. ГУОБДД согласилось пока не штрафовать водителей, проводя в ближайшее время лишь предупредительно-разъяснительные работы о необходимости приобретения страховых полисов.
«Страховыми случаями по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами является вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, находящихся в транспортном средстве, а также ущерб, причиненный имуществу, то есть багажу пассажиров при перевозке», — пояснила коммерческий директор ЗАО «Страховая компания «Кыргызстан» Наталья Карякина.
Тарифы на пассажироперевозки
Они классифицируются по типу транспортного средства и по типу перевозок. Так, водителю внутригородского микроавтобуса с 18 посадочными местами нужно будет заплатить 2 459 сомов в год. За аналогичный период водителю внутригородского легкового автотранспорта (к примеру, такси) с четырьмя посадочными местами — 546 сомов.
Выбирай, да проверяй
В Бишкеке свою деятельность осуществляют достаточно много проверенных и надежных страховых компаний, где можно приобрести страховой полис. Но желательно перед заключением договора ознакомиться с историей компании и условиями страховщика. Прежде всего это позволит избежать недоразумений при урегулировании страховых событий и поможет оценить те реальные риски, которые страховая компания возьмет на себя за ту денежную премию, которую вы будете ей платить в качестве страхового взноса.
О. Башкирова