Новые дороги: за езду придется платить

В стране, Новости

В Кыргызстане на протяжении нескольких лет идут разговоры о создании платных дорог. Они будут лучше и новее, чем бесплатные, а, следовательно, и ездить по ним будет комфортнее. Пока что в стране нет платных трасс (за исключением платы за проезд через тоннель на перевале Тоо-Ашуу), и, говорят, что именно поэтому дороги нашей страны быстро разрушаются. 

Платные дороги нужны 

«Законом установлено, что в Кыргызстане могут создаваться платные автомобильные дороги. В этом случае на автодорогах общего пользования, обеспечивающих значительное улучшение условий и существенную экономию времени движения, и исходя из большего объема интенсивности движения, могут взиматься сборы за проезд по ним транспортных средств. При этом обязательно на данном направлении наличие другой автомобильной дороги общего пользования», — сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики.

В конце прошлого года премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков заявил, что в стране возникла необходимость в создании платных дорог.

«Мы должны быть реалистами и понимать, что бюджет не выдержит больших трат на реабилитацию дорог. В скором времени может подойти пик, когда их все нужно будет ремонтировать. Следует собирать средства, чтобы через 10-15 лет были деньги на реабилитацию новой дороги Север – Юг, которую согласно плану закончат строить в 2020 году. Мы должны взвесить факторы и принять решение о платности дорог. Но лично мое мнение — платные дороги нужно вводить», — отметил Сапар Исаков на неформальной встрече с журналистами в декабре прошлого года.

Нужны финансы

Однако решение о необходимости создания платных дорог, по словам руководителя группы консультантов Министерства транспорта и дорог КР Нурлана Кайынбаева, было принято еще в 2016 году, когда утверждали Стратегию развития дорожного сектора Кыргызстана с 2015 до 2025 года.

«Несмотря на прохождение пика критического состояния дорожной сети в 2007-2010 годах и стабилизацию финансирования дорожной отрасли с 2007 года, в настоящее время остаются проблемы, которые требуют комплексного, безотлагательного решения. Ключевой проблемой все еще остается финансирование отрасли, так как его объемы не превышают 42% от потребности дорожной сети. Дальнейшее стабильное функционирование дорожной отрасли во многом зависит не только от объема финансирования, но и от достижения целей развития дорожного сектора», — говорится в обосновании Стратегии.

Следует напомнить, что сейчас ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования финансируются из республиканского бюджета в пределах 55-60% от потребности. А ежегодное увеличение протяженности реабилитированных и построенных дорог требует выделения больших средств из республиканского бюджета на их ремонт и содержание.

В Минтрансе считают, что платные дороги благодаря внедрению государственно-частного финансирования снизят нагрузку на госбюджет, поскольку собранные финансы за проезд по ним станут инструментом для реализации мероприятий по ремонту, реабилитации и содержанию.

«Согласно стратегии, к 2025 году в Кыргызстане должно быть 500 километров платных автодорог. Пожалуй, за проезд по альтернативной автодороге Бишкек – Ош будут взимать сбор. Также на некоторых других новых и строящихся дорогах будут платные участки», — подчеркнул Нурлан Кайынбаев.

По его словам, на первоначальном этапе платить за проезд по платным дорогам придется водителям грузового и пассажирского транспорта, поскольку именно эти автотранспортные средства в значительной степени ухудшают состояние дорожного полотна. Позже на платную основу будут переводить легковой транспорт.

Подготовительные работы

По словам руководителя группы консультантов Минтранса, сейчас в ведомстве занимаются подготовкой к внедрению платных дорог, а также готовятся к проведению реформ – корректируют нормативно-правовые акты, регулирующие дорожную отрасль. «12 февраля 2016 года в Кыргызстане вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Те стандарты, которыми мы пользовались ранее, становятся недействительными. Например, сейчас мы меняем документы по части проектирования, строительства и контроля качества автодорог», — рассказал Нурлан Кайынбаев.

Мировой опыт

Следует отметить, что многие современные европейские дороги изначально проектировались как платные для последующей компенсации расходов на строительство и эксплуатацию, а также как дополнительный источник дохода в бюджет за счет пользователей, не являющихся жителями данного региона. Позже взимать деньги за езду по платным дорогам стали с целью финансирования строительства дорог и дорожных сооружений. Сейчас это делается для обеспечения быстрого развития инфраструктуры без использования крупных государственных вложений.

О. Башкирова

Добавить комментарий