Словарь для начинающих гонщиков
Каждый мужчина не преминет посмотреть гонки автомобилей, но далеко не все знакомы со специальными терминами, которые комментаторы используют в онлайн-репортажах с места событий. Предлагаем ознакомиться с ними тем, кто совсем недавно увлекся автоспортом.
Апекс — точка на внутренней стороне поворота, через которую стараются проехать гонщики. Это «пик» поворота, момент перелома траектории. «Поймать» правильный апекс — значит, выйти из поворота на максимальной скорости.
Болид — вообще-то это разновидность небесных тел. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл.
Гоночные флаги — флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы.
Зеленый флаг — старт гонки и рестарт гонки.
Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише.
Желтый флаг — предупреждение об опасности. Показывается, если на трассе есть источник опасности: работающие люди, остановившаяся машина, обломки.
Красный флаг — остановить гонку. Гонщики обязаны сбавить скорость до безопасной и завести машины на стоянку.
Кокпит — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в «Формуле-1»).
Маршалы — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности.
Леденец — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
Лоллипоп — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота.
Пелетон — множество машин, участвующих в гонке.
Пит-стоп — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину и произвести ремонт.
Подиум — первые 3 места на финише гонки и площадка из трех уровней по высоте, на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.
Граунд-эффект — эффект, при котором под днищем автомобиля создается область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go – «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик наказывается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В «Формуле-1», например, он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения.
Джентльмен-драйвер (англ. gentleman-driver) — непрофессиональный водитель, оплачивающий свое участие в гонках и участвующий в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
Шикана — последовательность поворотов.
Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.
Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.
Фан-буст (англ. fan-bust, push-to-pass) — кратковременное увеличение мощности болида в гонке.
Марблз (англ. marbles) — ошметки резины, отлетающие от покрышек и покрывающие полотно трассы вне гоночной траектории.
Доп — дополнительное соревнование в ралли, промежуточные заезды с отдельным или совмещенным со спецучастком стартом, финишем и временно-очковым значением.
Крю-чиф (англ. crew-chief) — руководитель бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера, отвечает за все аспекты подготовки машины к гонке и в самой гонке.
Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку и показавшего в ходе гонки лучшее время круга.
Материал подготовил В. Алов