Сорок шагов развития Кыргызстана: транспортно-дорожную инфраструктуру улучшат

В стране, Новости

Программа развития Кыргызстана под названием «Жаны доорго — кырк кадам» является многообещающим проектом, который, возможно, позволит стране не только встать на новую ступень развития, но и за короткое время в разы улучшит жизнь населения республики. В Министерстве транспорта и дорог КР на минувшей неделе прошло общественное слушание стратегии программы, касающейся транспортно-дорожной инфраструктуры, которая подает большие надежды… 

Программа «Жаны доорго — кырк кадам» является первым пятилетним периодом реализации Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2040 года. Все представленные в программе шаги разработаны на основе принципов реалистичности, измеримости и конкретности.

Масштаб программы

Все более ощутимыми сегодня становятся запросы граждан страны по повышению комфорта и качества жизни непосредственно в местах проживания. Плохое качество дорог, нехватка питьевой воды, отсутствие рабочих мест, недостаток детских садов, проблемы уборки мусора и освещения — вот основные вопросы, волнующие население на сегодняшний день.

Согласно тексту программы, приоритетной целью государства является повышение уровня и создание благоприятных условий для достойной жизни населения путем обеспечения людям доступа к бесперебойной электроэнергии, отоплению, чистой воде, качественному образованию, здравоохранению, транспорту, услугам связи и иным благам. «За годы независимости Кыргызской Республики было разработано множество стратегических документов, которые несли в себе глубокий анализ ситуации и включали множество рекомендаций по экономическому развитию страны. Главным смыслом программы «Жаны доорго — кырк кадам» является гражданин/человек и обеспечение его потребностей, прав и свобод, а также реформирование новой структуры управления через призму потребностей человека», — говорится в программе.

Важное значение в программе имеют вопросы сохранения и укрепления демократических основ политического устройства, развития социально-экономической системы, цифровой трансформации, регионального развития, охраны окружающей среды, а во внешней политике – вопросы сохранения суверенитета, продвижения национальных интересов, обеспечения дружественных внешних взаимоотношений и укрепления региональной и глобальной безопасности.

В стратегии рассматриваются сорок шагов, достижение которых позволит Кыргызстану достичь более высокого уровня развития к 2040 году.

Так, для начала будут решаться первоочередные вопросы, волнующие население: снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест; обеспечение экономического благосостояния и большей самостоятельности бизнеса; максимальное исключение любых прямых контактов между гражданами, бизнесом и государством; построение современной и доступной инфраструктуры, включая транспортную, социальную, ирригационную и цифровую; развитие регионов и решение социально-экономических проблем на местах. Должное внимание будет уделено обеспечению безопасности и комфорта в городах и населенных пунктах, искоренению коррупции и внедрению современных цифровых технологий, а также обеспечению социальной защищенности и достойного уровня жизни. Разработчики стратегии считают, что все поставленные цели реально достичь, а полученный результат вполне можно оценить и проанализировать.

Кадам 14: Из тупиковой страны — в транзитную

Четырнадцатый шаг программы «Жаны доорго — кырк кадам» касается развития транспортно-дорожной инфраструктуры. Здесь указаны масштабные и финансово затратные цели, которые, тем не менее, планируется реализовать в скорейшем времени. «Ключевой задачей в транспортном секторе станет превращение Кыргызской Республики из тупиковой страны в транзитную и придание ей статуса регионального центра транспорта и логистики», — говорится в разделе программы.

Решено, что правительство направит свои усилия на реабилитацию и сохранение автомобильных дорог Кыргызстана, а также на развитие международных транспортных коридоров и расширение внутренней сети автомобильных дорог.

В ближайшие годы будет завершено строительство альтернативной автомобильной дороги Север — Юг, проведена реконструкция существующих автодорог Бишкек — Ош, Тюп — Кеген, Бишкек — Нарын — Торугарт, Кочкор — Арал, Ош — Баткен — Исфана — Худжант. Выполнение этого пункта позволит обеспечить в стране сквозной международный транзит грузов и пассажиров. Кроме того, планируется завершение строительства и реабилитации дороги Балыкчи — Каракол — Балыкчи (так называемого «Иссык-Кульского кольца») протяженностью 445 км.

Также в рамках программы цифровой трансформации Кыргызстана под названием «Таза Коом» будут внедрены автоматизированные информационные системы «Электронный транспортный контроль» и «Единый центр информации систем весогабаритного контроля».

Кроме того, предусмотрено развитие и внутренней железнодорожной сети в республике. Ожидается скорейшая реализация проекта по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Это позволит нашей стране выйти на международные железнодорожные коридоры.

Качественный рывок 

Все шаги были идентифицированы на основе обсуждений с группой экспертов, имеющих длительный опыт работы в указанных сферах, а также на основе консультаций с ассоциациями, ведомствами и представителями неправительственных организаций. Поэтому ожидается, что каждый из сорока шагов станет катализатором фундаментальных изменений в обществе и в сферах, которые имеют стратегическое значение для развития страны. Реализация позволит Кыргызстану совершить качественный рывок вперед в течение ближайших пяти лет…

П. Васильев

Добавить комментарий