Куда движется авторынок Кыргызстана?

В стране, Новости

Что происходит на авторынке Кыргызстана, и каков прогноз на 2018 год? Об этом и многом другом состоялся разговор с интересным человеком, опытным предпринимателем, президентом Ассоциации рынков Кыргызстана Сергеем Васильевичем Пономаревым. На протяжении многих лет он занимается аналитикой и прогнозами рынка, а также лоббированием, продвижением и защитой интересов предпринимателей Кыргызстана.

— Сергей Васильевич, расскажите немного о планах и реалиях кыргызско-узбекского автопроизводства.

— Начну с того, что все страны мира, от мала до велика, ищут инвесторов. Каждая страна пытается создать для них уникальные и комфортные условия. Вот почему «охота» на инвесторов была и остается актуальной не только в наше время, но и в обозримом будущем. В 90-е годы, во время правления первого президента Аскара Акаева, к нам приехали южно-корейские инвесторы, но наши чиновники потребовали «отметку». Для корейских предпринимателей такой исход переговоров был непонятен и неприемлем, и они уехали в Узбекистан. Так «акаевское» руководство срубило сук, на котором «сидело» дальнейшее развитие страны.

Теперь мы знаем, что наши соседи согласовали и реализовали этот проект. С тех пор там есть свои дешевые машины экономкласса с ГБО. Теперь представители дочернего предприятия с узбекской стороны достаточно успешно ведут переговоры с нашим правительством и предпринимателями. Безусловно, это очень интересное предложение. Я прогнозировал еще в 2012-2013 годах, что Кыргызстан в дальнейшем будет привлекателен  для инвесторов. У нас все для этого есть: самая дешевая в СНГ рабочая сила, одна из дешевых в мире электроэнергия и невысокое налогообложение.

Что мы можем получить, если собирать автомобили в Кыргызстане, если у нас в республике появятся дочерние и «внучатые» предприятия Узбекистана, России и не только? Если к нам придут инвесторы из РФ, представители дочерних предприятий мировых автомобильных брендов, то перспективы сотрудничества и горизонты открываются обширные! Если на авторынке появятся новые машины сегмента «эконом», как у нас говорят, «масло», если эти авто будут предоставляться в рассрочку, то они смогут вытеснить вторичный рынок. Ведь выгоднее будет купить новую машину за 7-10 тысяч долларов с гарантией и сервисом, чем бывшие в употреблении авто за те же деньги. Тогда неизбежно изменятся цены на подержанные автомашины, и однозначно в сторону понижения.

— Какова ситуация на рынке подержанных машин в Кыргызстане? Адекватные ли цены?

— Как определил Адам Смит, цена есть соотношение спроса и предложения. В условиях экономической интеграции Кыргызстана в период вступления в Таможенный союз ЕАЭС на вторичном рынке автомашин появились бизнесмены-дилетанты, которые решили, что после вступления в союз Кыргызстана цены на машины взлетят. Поэтому многие из них активно ввозили автомобили на рынок. Они пошли на подобный шаг, хорошо не изучив рынок и экономические прогнозы. В этой связи мы получили дисбаланс на внутреннем рынке – предложение стало грандиозно большим, а спрос остался таким, каким был.

К тому же, в стране произошли законодательные изменения, и привезенные машины не могут «выйти» за пределы страны, а точнее в Таможенный союз. На тот момент в России и Казахстане произошла девальвация национальных валют, что негативно подействовало на внешнюю экономику Кыргызстана. Курс сома упал, доллар дорожал, а семейный бюджет жителей КР обмелел, так как многие кыргызстанцы получали зарплату в сомах. Этим и можно объяснить, почему в те времена спрос на машины стал падать. А выравнивалась эта ситуация на протяжении нескольких лет. Кроме того, ежегодно происходили изменения в таможенном вычислении, ведь каждый год на полдоллара увеличивали стоимость за кубатуру, и новые машины при этом завозить было практически бессмысленно. Сейчас постепенно сбалансировалось соотношение спроса и предложения, и стало заметно, что машины экономкласса до $5000 с правым и левым рулем начали постепенно дорожать. Машины из Японии не ввозят с 2015 года, а из Европы везут тоже очень мало, к тому же появилось «возрастное» ограничение (до 5 лет с года выпуска), поэтому цена автомобилей на вторичном рынке начала расти во всех сегментах, особенно на машины стоимостью в диапазоне 5-7 тысяч долларов.

— Что Вы можете сказать о «судьбе» праворульных автомашин? Что будет с «праворульными» таксистами?

— Мы очень внимательно изучали статистику и пришли к пониманию, что она не соответствует тем реалиям, которые государство пытается воплотить, внеся изменения в законодательство.

Во-первых, в статистике ДТП много лет не велся учет стажа водителя, а это очень важно. Опытный водитель знает, что каждый автовладелец когда-то был «чайником». Мы не рождаемся профессионалами, а все начинаем любителями. Практика показывает, что новички в основном покупали праворульные транспортные средства. Они не только не умели грамотно водить авто, но даже садились в него с «неправильной» стороны. Отсюда и вывод: не «праворульные» машины создают ДТП, а неопытные водители.

Во-вторых, в статистике нет процентного соотношения виновников ДТП среди новичков и опытных водителей. А между тем в аварии попадают в основном «чайники».

Касательно таксистов на автомобилях с правым рулем, то пока изменений не будет. Когда в 2016 году был предложен законопроект, то планировалось, что закон вступит в силу к 2020 году. За это время люди, работающие в сфере услуг такси, успеют поменять праворульные на леворульные авто. Если это сделать сейчас, то все таксисты уйдут в «тень». Ведь они не могут забросить свои машины и искать другую работу, с которой у нас, к сожалению, трудно. Это создаст коррупционную зону риска, а те небольшие налоги, которые платили владельцы «праворулек», будут недополучены бюджетом. Правоохранительные органы, которые будут отслеживать «теневиков», будут «договариваться» с ними и получать мзду. Вот вам еще одна коррупционная схема. Кому это нужно? Это не нужно ни владельцам вошедших в немилость авто, ни государству.

— Наступает время так называемого «мертвого сезона» на авторынке. Изменятся ли цены на автомобили в зимний период?

— Некоторые машины зимой продаются неплохо, например, полноприводные. Зимой продаваемость машин действительно падает, поэтому стоимость машин зимой снизится. Вот почему поторговаться лучше в холодное время года. Есть одно важное правило в жизни и в бизнесе: быть в нужном месте в нужное время. Так что для тех, кто хочет приобрести машину по выгодной цене, лучше это сделать зимой. Лето и осень — не лучшее время для приобретения автомобиля. В это время у земледельцев и фермеров в связи со сбором урожая появляются деньги, и многие именно в этот период приобретают автомобили и спецтехнику, а цены, соответственно, растут в связи с увеличением спроса. Так что желаю покупателям и продавцам успехов и взаимовыгодных сделок.

— Каковы Ваши прогнозы на будущий 2018 год? Какие изменения ждут нас?

— Я думаю, что скорее всего зимой цены не поднимутся, а как минимум останутся на том же уровне. Так же будут обстоять дела и в будущем году. По-моему, ситуация пока не изменится, а баланс спроса и предложения останется стабильным.

— Спасибо Вам за интересную беседу. Нам очень интересно было узнать Ваше авторитетное мнение о реалиях и тенденциях авторынка страны.

Беседу вел А. Шералиев

Добавить комментарий