«Нам море по колено»

В стране, Женский автоуголок, Мы и автомобиль, Новости

Я знал об увлечениях этой хрупкой девушки, но при первом взгляде на нее вся моя уверенность в собственной информированности словно растаяла. Я подумал, что ошибся, что на самом деле я должен был брать интервью у совершенно другого человека. Но стоило моей собеседнице засмеяться задорным смехом, стоило мне заглянуть в ее глаза и увидеть там жизнерадостные огоньки, танцующие в безумном ритме работы двигателя внутреннего сгорания, и я понял, что это именно та девушка, о которой мне рассказывали. 

— Расскажи немного о себе.

Меня зовут Анастасия Лебедева, мне 18 лет, учусь на альтернативного энергетика в политехническом институте. Моя страсть — внедорожники, горы и фотография. Я увлекаюсь этим с 2010 года. Во всем «виноват» папа, он тогда купил свой первый внедорожник — Daihatsu Rocky, немного его переделал: поднял, поменял резину, а в целом ничего кардинального. Именно на этой машине он и дебютировал в GPS-ориентировании. В 2014 году я участвовала с ним в этом соревновании в качестве второго штурмана в категории внедорожников ТР-3.

— Не могла бы ты меня просветить, что такое GPS-ориентирование?

Это такой вид соревнований на внедорожниках. Есть три категории внедорожников: ТР-1, ТР-2, ТР-3. Категория ТР-1 — самая простая, в ней участвуют любители и новички на стандартных внедорожниках. ТР-2 — посложнее, участники опытнее, а машины модернизированы. Ну и, соответственно, категория ТР-3 — самая сложная. Машины этой категории напоминают вездеходы, за рулем которых сидят «матерые» укротители бездорожья. Кстати, однажды этим категориям дали своеобразные характеристики: ТР-1 — это «диванные» джипперы, ТР-2 — любители гор и «сосисочники», а ТР-3 — «нам море по колено». В зависимости от категории меняется и сложность трассы. Суть этих соревнований состоит в том, чтобы добраться от старта до финиша, проходя через все контрольные точки, координаты которых даются судьями во время стартового брифинга. Водители вводят эти точки в свои GPS-навигаторы и едут по ним. Экипаж машины состоит из трех человек: водителя, первого штурмана и второго штурмана. Первый штурман дает водителю всю информацию о местонахождении точек и о том, как к ним добраться. Но у любого навигатора есть погрешность, а контрольные точки хорошо замаскированы — их обычно рисуют на деревьях, на бетонных плитах. Моя задача, второго штурмана, состояла в том, чтобы найти их, а затем сфотографировать. В среднем дается 20-30 точек, и у каждой из них свои баллы, зависящие от сложности. Хочу заметить, что GPS-ориентирование бывает не только днем, но и ночью.

— Расскажи о своей автожизни до того, как ты стала вторым штурманом.

До нашего участия в соревнованиях мы с папой ездили на них в качестве зрителей. А в один прекрасный день он сказал: «Мне нравится, как они ездят, я тоже так хочу». Сказано — сделано. Получилось так, что отец в категории ТР-1 сразу же занял первое место. Его это, конечно, подстегнуло, и он стал участвовать в джип-спринтах, круговых гонках, где за определенное время нужно проехать как можно больше кругов.

А мне, так как я была еще маленькой, дали простенький фотоаппарат и отправили фотографировать. Я все подряд «щелкала», мой дядя-фотограф посмотрел на первые любительские работы и сказал, что у меня неплохо получается, вручив любительский фотоаппарат Sony с маленьким объективчиком. Примерно тогда же мы начали путешествовать по стране с ночевками. Ночлег в палатках, огонь, костер, горы, живая природа — все как в фильмах. Так я объездила всю страну за исключением Ошской и Баткенской областей.

— Как вышло, что ты из обычного фотографа превратилась в полноправную участницу соревнований?

— Мое первое соревнование прошло осенью 2014 года. Тогда у нашего знакомого была машина категории ТР-3, которая нам очень нравилась. На тот момент она считалась одной из самых лучших в стране. Когда они уезжали из Кыргызстана, то захотели свою машину передать в хорошие руки. У нас уже было два внедорожника, почему бы не взять третий? Одну из машин продали и купили Mitsubishi Pajero (V2,8, турбодизель), с колесами 35 дюймов, и назвали ее «Ёшкой». На ней и поехали.

— Забавное название, почему именно оно?

Когда мы после покупки решили машину протестировать, первым словом, описывающим ее, стало «Ё-моё!». А «Ёшка» — это простое сокращение.

— Сейчас вы участвуете в соревнованиях?

Нет, так получилось, что мы продали «Ёшку», а другой такой машины у нас пока нет. Но соревнования я не пропускаю, в 2015 году мне подарили полупрофессиональный фотоаппарат Nikon, и сейчас я джиперский фотограф.

— А ты сама была за рулем?

Да, за рулем внедорожника. По асфальту мне ездить не нравилось, и я все время пыталась свернуть на бездорожье, вернуться в родную стихию, так сказать.

— Какие места вы с отцом занимали?

На первых же соревнованиях в категории ТР-3 мы заняли третье место, а чуть позже — первое. И потом еще много призовых мест было, поэтому многие считали нас одними из самых сильных противников.

— Что для тебя стало «вкусом победы»?

Счастье и усталость. Уже во время награждения ты валишься с ног и хочешь в душ, но при этом стоишь на пьедестале и счастливо улыбаешься в 32 зуба.

— Были ли на твоей памяти несчастные случаи на состязаниях?

Был один. Однажды мы застряли в каком-то овраге и никак не могли выехать, нам решил помочь водитель другой машины. Он начал нас вытягивать, крюк не выдержал, сломался и влетел в наше лобовое стекло. Я даже понять ничего не успела, он молнией пронесся мимо меня. Несколько сантиметров вбок, и я бы здесь сейчас не сидела. Больше ничего подобного не случалось. В целом организаторы очень хорошо следят за безопасностью.

— Как относится мама к твоему увлечению?

Спокойно, она уже привыкла к этому. Мы даже звали ее и мою сестру с нами на соревнования, но они все время отказывались.

— Ну и напоследок. Скажи, что ты чувствовала, сидя в огромном «автомонстре», которому «море по колено»?

— Это неописуемо. Это нужно испытать на себе. Запах машины, горы, обрывы, озера, много грязи! Внутри машины на тебя все время волнами накатывают адреналин и страх. Мне всегда было очень страшно, но я все равно садилась в машину и ехала с отцом навстречу приключениям. Для меня это стало чем-то вроде наркотика, поэтому сейчас я очень скучаю по тем временам и по нашей «Ёшке».

P.S. Многим людям страшно даже подумать о выходе из своей зоны комфорта. Для Анастасии же это стиль жизни. Все, что ей нужно для счастья, — огромные машины, природа и фотоаппарат в руках. Она одна из немногих, кто умеет наслаждаться жизнью и заражает этим умением всех вокруг себя. После разговора с ней я взглянул на мир ее глазами, и то, что для меня раньше ничего не значило, казалось обыденностью, теперь заиграло новыми красками. За это я ей очень благодарен.

В. Непокрытов

Добавить комментарий