На МЧС надейся, но сам не плошай!

В стране, Мы и автомобиль, Новости

Сотрудники МЧС всегда готовы прийти на помощь пострадавшим. Они бесстрашно тушат пожары, ловко ныряют в воду и настойчиво забираются высоко в горы ради спасения людей. О трудовых днях Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики и о проблемах Управления по гражданской защите и пожарной безопасности МЧС КР мы поговорили с начальником ведомства полковником Болотбеком Аманбаевым.

Полковник Болотбек Аманбаев

— Болотбек Жалилович, недавно министерство приступило к реформированию. Расскажите, пожалуйста, в чем заключались преобразования, и чего вы надеетесь добиться путем реформ?

— В конце прошлого года бывший премьер-министр Сооронбай Жээнбеков подписал постановление об оптимизации деятельности Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Это решение было принято для исключения дублирующих функций и сокращения расходов на содержание службы. В качестве мер была выбрана реорганизация центрального аппарата, а также территориальных и подведомственных подразделений министерства.

Благодаря реформе центральный аппарат Агентства государственной противопожарной службы при МЧС присоединился к центральному аппарату министерства. Кроме того, объединились управления в областях, а также в Бишкеке и Оше.

Сейчас служба стала пожарно-спасательной, и отныне она занимается не только тушением пожаров. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера сотрудники службы проводят спасательные и другие мероприятия с целью оказания помощи и защиты населения.

— Пришлось ли сокращать штат из-за реформирования?

— Благодаря правильно поставленной цели и планомерному подходу нам удалось сохранить всех сотрудников на местах. Естественно, многим пришлось поменять род работ и должности, но никого из-за преобразований не уволили (за исключением сотрудников пенсионного возраста). Оптимизация была проведена в большей степени для исключения дублирующих функций. Мы надеемся, что благодаря проведенной работе сотрудники будут своевременно реагировать на все вызовы, а также эффективно ликвидировать последствия происшествий.

— Вы говорите, что штат пришлось расформировать, и теперь сотрудники пожарной службы могут участвовать в спасательных мероприятиях. А прошел ли коллектив обучение?

— Мероприятия по обучению, подготовке и переподготовке сотрудников службы начались в конце прошлого года с момента подписания постановления. Пожарных научили спасательным мероприятиям, а спасателей – пожаротушению. Сейчас у нас идут плановые учения согласно утвержденному министерством графику.

Обучение сотрудников продолжается, поэтому теперь начинается второй этап – на учебу отправится руководящий состав. На начальников служб возлагается важная задача, ведь им теперь придется руководить не только пожарными, но и спасателями. Также на них ложится ответственность за мероприятия по гражданской защите.

К концу года мы планируем подвести предварительные итоги оптимизации. К этому времени так или иначе выявятся и положительные стороны реформы, и возможные недоработки, которые нужно будет оперативно исправить. Сейчас вся наша работа сориентирована на оказание скорейшей помощи людям и организацию превентивных мероприятий, направленных на защиту наших граждан.

МЧС

— С какими проблемами сегодня сталкиваются подразделения МЧС при работе?

— Если рассматривать ситуацию только в крупных городах, то при работе наша оперативность серьезно зависит от дорог: загруженности движения и невозможности проезда специальной техники к местам происшествий. Часто случаются возгорания в многоквартирных высотных домах, а мы банально не можем добраться туда, чтобы начать пожаротушительные мероприятия, потому что припаркованные на обочинах машины мешают проезду техники. Откровенно говоря, в Бишкеке и Оше автомобили любых аварийных служб с огромным трудом попадают к местам назначений из-за загруженности городских дорог.

— А есть ли сложности при тушении высотных домов? Я слышала, что наша техника не рассчитана на строения выше пятнадцати этажей.

— К сожалению, с министерства некоторое время назад были сняты надзорные функции, поэтому теперь мы не можем контролировать строительство тех или иных объектов в городах. Этим сейчас занимается Государственная инспекция по технической и экологической безопасности. Сейчас представители нашего министерства только в самом начале строительства имеют право дать рекомендации и согласуют проекты на строительство по вопросам противопожарной безопасности, а прислушается застройщик к ним или нет – неизвестно. В результате после завершения строительства получается, что в некоторых дворах нет пространства для проезда туда спецтехники для тушения пожара и отсутствуют противопожарные водоемы.

Недавно на правительственном уровне и на Совете безопасности рассматривалась эта проблема, и вполне возможно, что через пару месяцев представители нашего министерства снова начнут участвовать в работе госкомиссий по приему зданий и сооружений в эксплуатацию. Тогда мы сможем требовать от застройщиков приведения новых объектов в соответствие с нормами пожарной безопасности. Возможно, будем рекомендовать застройщикам установку дополнительных водяных линейных магистралей (сухотруб), откуда пожарные будут брать воду для тушения возгораний в зданиях выше 15 этажей.

Кроме того, мы планируем в скором времени приобрести две единицы техники для тушения пожаров в высотных зданиях.

— Говоря о механизированных средствах тушения, хочется уточнить, а есть ли сейчас необходимость в приобретении техники?

— В связи с оптимизацией и объединением служб теперь у нас ощущается острый недостаток в автомобилях для оперативных групп – специалистов, которые выезжают на места аварий для выявления масштабов происшествий, составления заявок и вызова вышестоящих служб. Кроме того, наш автопарк серьезно устарел, и его необходимо обновлять.

Есть и нехватка вертолетов для тушения пожаров высоко в горах, где использование и доступ спецтехники к местам происшествий физически невозможны. Сейчас нашим министерством прорабатывается вопрос приобретения авиационной техники. Хочу отметить, что даже при дефиците транспорта и техники мы всегда готовы к реагированию на чрезвычайные ситуации.

— После объединения пожарные и спасатели начнут передвигаться в одном и том же транспорте?

— Не всегда удается прибыть на место происшествия в салоне одного автомобиля. Но я считаю, что мы должны потихоньку добиваться того, чтобы в одной машине находились и средства, предназначенные для противопожарных, спасательных мероприятий, и для оказания медицинской помощи. Бывают же ситуации, когда на месте аварии человека зажало в автомобиле, и, чтобы его высвободить, необходимы специальные инструменты.

— Как можно обратиться за помощью в пожарно-спасательную службу?

— Благодаря оптимизации наши подразделения стали пожарно-спасательными. Где бы ни случилось происшествие, можно позвонить по короткому номеру «112» и сообщить об аварии, паводке, наводнении, землетрясении или другой чрезвычайной ситуации. Наши операторы быстро примут заявку и найдут исполнителей. МЧС будет отслеживать, прибыла ли помощь. С контроля вызов снимается только при полной уверенности оператора, что человеку помогли.

— В последнее время на автомобильной дороге Бишкек – Ош часто происходили дорожно-транспортные происшествия. Насколько оперативно сотрудники Управления по гражданской защите и пожаротушению оказывались на месте аварий?

— Для начала хочу подчеркнуть, что водители грузоперевозящих машин должны строго соблюдать Правила дорожного движения и соблюдать скоростные режимы, ведь это – гарантия безопасности самого водителя, других участников движения и груза. Согласно статистике, автоаварии на дороге Бишкек – Ош происходят почти всегда на одних и тех же участках трассы.

Сейчас по всей дороге находятся подразделения управления, где располагаются группы спасателей, готовых в любую минуту выехать на вызов для спасения пострадавших. Сотрудники дежурят вахтами по 10-15 дней, затем их сменяют другие группы. Расстояние между центрами не превышает 100 километров, и это позволяет пожарно-спасательным группам оперативно в течение 30-40 минут прибывать на места аварий.

На летний период в Боомском ущелье тоже размещается дежурная группа спасателей для оказания помощи людям – группы выезжают на любой вызов, будь то авария или тонущий человек, внезапно оказавшийся в воде.

— Расскажите про ваш центр подготовки и переподготовки специалистов гражданской защиты. Для чего он необходим министерству?

— Этот центр располагается в селе Ленинском, близ Бишкека. Он предназначен для обучения руководителей, заместителей и других подчиненных вопросам гражданской защиты – первой помощи, к примеру. Каждый может обратиться в центр с просьбой провести тренинг. Обучение в зависимости от необходимости и категории слушателей длится от одного дня до двух недель. В курс включена и теоретическая составляющая, и практическая. Во время обучения можно научиться делать искусственное дыхание человеку, непрямой массаж сердца, тушить пожар огнетушителем и многое другое – в зависимости от программы. Тренинги проводятся совершенно бесплатно.

Для населения центр проводит выездные мероприятия, заранее согласовывая план с руководителями районов. Многие кыргызстанцы живут в опасных местах, где могут случаться землетрясения, возгорания, сходить сели и лавины. В таких районах подготовка людей к чрезвычайным ситуациям крайне необходима.

— К чему сейчас не готово министерство?

— Я считаю, что это некорректный вопрос: МЧС готово ко всему. Пожалуй, мы не готовы только к извержениям вулканов, тайфунам и цунами, потому что их в Кыргызстане не бывает (смеется).

Следует подчеркнуть, что министерство готово ко всему, но насколько готово – другой вопрос. Готовность к ситуации не определяется готовностью лишь нашего ведомства. Население тоже должно уметь оказывать первую помощь пострадавшим. В отдаленных районах нашей страны умение руководителей организовать население на спасательные мероприятия может сыграть огромное значение, ведь не всегда пожарно-спасательная служба успевает добраться к месту происшествия в считанные минуты. Необходимо учить людей быстро реагировать и быть готовыми к оказанию помощи другим.

Например, если человек попал в ДТП и ему необходима скорая помощь, то от находящегося рядом с ним человека зависит намного больше, чем от медиков, которым еще требуется время на прибытие. Аналогию можно провести и с тушением пожара: соседи должны начать тушить возгорание. Вполне возможно, что к приезду пожарной службы огонь будет локализован.

Хочу еще раз отметить: готовность к чрезвычайным ситуациям заключается не только в готовности МЧС, а в подготовленности всех министерств и ведомств, а также каждого гражданина нашей страны.

— Как думаете, чего кыргызстанцы добились за годы независимости в сфере пожаротушения и спасения людей?

— Мы добились создания министерства, ведь до 1990 года его не было. В Советском Союзе система гражданской обороны находилась в ведении Министерства обороны, к которому относились и войсковые части, специализирующиеся на оказании помощи населению. С обретением Кыргызстаном независимости ветка гражданской обороны была отделена от Министерства обороны, и так образовалось Министерство чрезвычайных ситуаций. Я считаю, что само существование нашего ведомства – огромное достижение.

— Большое спасибо за беседу!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий