Время реформ

В стране, Новости, ПДД и штрафы

Премьер-министр Сапар Исаков подписал постановление, согласно которому утвержден план мероприятий по реализации комплекса мер по реформе дорожной безопасности в стране, состоящий из 103 пунктов.

Наименование мероприятий Сроки реализации Ответственные органы
Блок 1. Автоматизация управления в сфере обеспечения дорожной безопасности
1 1.1. В рамках реализации Проекта «Таза Коом» установить систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД в городах Бишкек и Ош, в дальнейшем — по всей республике, которая должна быть интегрирована с системой ГУПМ, качественно и круглосуточно фиксировать превышение установленной скорости движения транспортного средства, несоблюдение дорожных знаков и разметки, правил обгона и маневрирования, правил проезда перекрестков и правил проезда пешеходных переходов, определять нарушителей ПДД по государственным номерным знакам автомототранспортных средств с целью дальнейшей идентификации водителя 30 ноября
2017 года
МВД, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию)
1.2. Обеспечить патрульные автомашины необходимым оборудованием:

— для фото- и видеофиксации нарушений,
— для определения нарушителей по государственным номерным знакам автомототранспортных средств;
— обеспечивающим доступ к базе данных автомототранспортных средств и водителей

28 февраля 2018 года МВД, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), МФ, ГКИТС
1.3. Обеспечить младших инспекторов патрульной милиции электронными планшетами с предустановленным программным обеспечением, позволяющим осуществлять доступ к центральной базе данных и автоматически направлять факты нарушения в Программу (на сервер) 28 февраля 2018 года МВД, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), МФ, ГКИТС
1.4. Обеспечить ежедневную проверку записей с индивидуальных видеорегистраторов, закрепленных за сотрудниками патрульной милиции, и применять меры дисциплинарной ответственности в отношении сотрудников за допущенные правонарушения, вплоть до увольнения. Разработать систему управления рисками при проверке записей с видеокамер 30 октября 2017 года МВД, Генеральная прокуратура  (по согласованию)
1.5. Инициировать изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, предусматривающие отмену изъятия водительских удостоверений за нарушение ПДД, в рамках реализации Проекта «Таза Коом» 28 февраля 2018 года МВД
2 Внедрить централизованную автоматизированную систему управления дорожным движением в городах Бишкек и Ош 30 декабря 2018 года Мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), МВД
3 Внедрить автоматизацию регистрации транспортных средств и водительского состава во всех территориальных подразделениях ДРТСиВС, c возможностью передачи уполномоченным государственным органам в режиме онлайн сведений о транспортных средствах и водительских удостоверениях 30 сентября 2017 года ГРС
4 Автоматизировать систему обмена данными в целях усиления взаимодействия между судебными органами, ГУПМ и ДРТСиВС по обмену в режиме онлайн сведениями о лишении права управления транспортными средствами автовладельцев 30 октября 2017 года ГРС, МВД, Судебный департамент при Верховном суде
(по согласованию)
5 Разработать образец водительского удостоверения с чипом, содержащим информацию о совершенных правонарушениях ПДД, ДТП, об оплате штрафов.
Внедрить систему оплаты водителями штрафов по водительскому удостоверению
30 марта 2018 года ГРС, МВД, Судебный департамент при Верховном суде
(по согласованию)
6 Создать центральный банк данных, содержащий информацию:
о зарегистрированных фактах нарушения ПДД, включая ДТП;
о погибших и пострадавших в результате ДТП;
о выданных водительских удостоверениях;
о транспортных средствах — участниках ДТП;
об автошколах, выпускники которых совершили ДТП;
о транспортных средствах, прошедших технический осмотр
30 ноября 2017 года МВД, ГРС, МЭ (СТО), МОН (автошколы), ГКИТС
Блок 2. Управленческие меры
7 Разработать и утвердить целевые показатели обеспечения дорожной безопасности (число лиц, погибших в ДТП, число детей, погибших в ДТП; число лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения) с целью достижения индикатора «Ноль жертв в ДТП», с определением конкретных временных этапов 30 сентября 2017 года МВД, МТД
8 Увеличить целевое финансирование мероприятий по повышению БДД на республиканском и местном уровнях 1 января 2018 года МФ, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), ГАМСУМО
9 Предусматривать мероприятия по улучшению дорожной инфраструктуры и повышению уровня БДД при разработке программ социально-экономического развития на республиканском и региональном уровнях 1 января  2018 года МЭ, ГАМСУМО, ОМСУ (по согласованию)
10 10.1. Инициировать изменения в ПДД, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 августа 1999 года № 421, с введением нормы, обязывающей водителей иметь при себе страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств 1 января 2018 года МВД, Госфиннадзор
10.2. Привести Правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и перевозчика опасных грузов в соответствие с требованиями законов Кыргызской Республики
«Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов», с учетом приоритета прав и интересов потерпевших, исключив преобладание интересов страховых компаний.
Внести на общественное обсуждение доработанные проекты НПА по реализации Закона Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Провести антикоррупционную, правовую экспертизу указанного Закона и проектов НПА, связанных с ним.
Разработать проект НПА, устанавливающего административную ответственность страховщика за нарушения законодательства в сфере обязательного страхования: за несоблюдение срока выплаты страховых возмещений и/или несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в выплате страховых возмещений, за отказ страхователю в заключении договора обязательного страхования и т.д.
30 декабря 2017 года Госфиннадзор, МТД, МВД
10.3. Предусмотреть направление части страховых взносов на обеспечение БДД компетентным государственным и муниципальным органам, с распределением видов целевого назначения.
Регламентировать целевое назначение финансирования из указанных средств на обеспечение БДД, в том числе приобретение и монтаж технических средств организации дорожного движения (светофоры и применяемое к ним дополнительное оборудование, знаки дорожного движения, дорожная разметка, ограждение проезжей части на опасных участках дороги и в местах пересечения движения пешеходов и транспортных средств, зеркала), инвентаря и оборудования, развитие материально-технической базы станций скорой медицинской помощи, реконструкцию автомобильных дорог в целях ликвидации аварийно-опасных участков дорог и др.
30 декабря 2017 года Госфиннадзор, МТД, МВД
10.4. Применять меры материального воздействия (регрессные иски) к нарушителям-перевозчикам пассажиров, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» 30 декабря 2017 года Госфиннадзор, МТД, МВД
11 Провести преобразования в ГУПМ, исключающие несвойственные функции.
Сконцентрировать функции мониторинга БДД в ГУПМ, с внесением изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики
«Об образовании Главного управления информационных технологий Министерства внутренних дел Кыргызской Республики» от 17 июня
2016 года № 336
30 сентября 2017 года МВД
12 Инициировать изменение в Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» от 9 августа 2004 года № 578, в части разработки механизма по проведению качественного анализа причин и условий совершения ДТП 30 декабря 2017 года МВД
13 13.1. Проводить открытые конкурсы на замещение вакантных должностей сотрудников патрульной милиции, с размещением процедуры конкурсного отбора (собеседования). С согласия конкурсанта размещать процедуру собеседования в онлайн-режиме и результаты тестирования в Интернете 30 сентября 2017 года МВД
13.2. Разработать нормы положенности штатной численности сотрудников, занимающихся обеспечением БДД, в зависимости от численности населения, транспортных средств, протяженности и категории улично-дорожной сети в областях и городах Бишкек и Ош 30 сентября 2017 года МВД, МФ
14 Осуществить трехмесячное интенсивное обучение новых сотрудников ГУПМ с привлечением международных и местных экспертов 30 сентября 2017 года МВД
15 15.1. Повысить уровень проведения мероприятий, направленных на изобличение противоправной деятельности инспекторов ГУПМ при выполнении ими своих функциональных обязанностей и привлечение их к ответственности 30 декабря 2017 года и далее — постоянно МВД, ГКНБ, ГСБЭП,
Генпрокуратура
(по согласованию)
15.2. Инициировать проект НПА, устанавливающий норму увольнения сотрудников без права восстановления на службу в органы внутренних дел, на государственную или муниципальную службу, в случае выявления фактов получения незаконного вознаграждения МВД, ГКС (по согласованию)
15.3. Представлять в СМИ и размещать в базе данных на сайте ГУПМ сведений о количестве выявленных нарушений законности в системе ГУПМ МВД
16 В целях снижения коррупционных проявлений среди сотрудников подразделений, обеспечивающих БДД, совершенствовать взаимодействие с банковскими учреждениями, ГП «Кыргыз почтасы» по приему административных штрафов за нарушение ПДД, в том числе на безналичной основе, а также своевременное отслеживание электронной регистрации административных материалов, в том числе:
— регламентировать возможность оплаты административных штрафов в любом банке Кыргызской Республики;
— создать единую систему отслеживания электронной регистрации административных материалов
30 сентября 2017 года МВД,
ГП «Кыргыз почтасы», ГКИТС
17 Инициировать проект НПА, исключающий из ПДД несвойственные, не имеющие отношения к БДД нормы, в частности по проверке сотрудниками милиции наличия у водителей транспортных средств:
— документа, подтверждающего оплату налога на имущество IV группы данного транспортного средства либо свидетельствующего об освобождении от его оплаты;
— свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или добровольного патента либо их нотариально заверенных копий в случае осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов данным транспортным средством
30 декабря 2017 года МВД, ГНС
18 Предусмотреть штатные единицы во всех филиалах уполномоченного органа по проведению судебной экспертизы для проведения автотехнических и трасологических экспертиз 1 ноября 2017 года МЮ, ГСЭС
19 Провести работу по ликвидации Специализированного центра информационных услуг с передачей функций, полномочий и баз данных ГРС и определением механизмов штатных мероприятий 30 сентября 2017 года ГРС
20 Рассмотреть персональную ответственность руководства ДРТСиВС в случаях установления фактов посредничества продажи водительских удостоверений в системе ДРТСиВС 30 сентября 2017 года ГРС, ГСБЭП, ГКНБ
21 Провести оценку эффективности работы руководства и сотрудников ДРТСиВС, по результатам которой провести кадровые перестановки, на вакантные места в ДРТСиВС осуществить прием сотрудников на основе конкурсного отбора. С согласия конкурсанта размещать процедуру собеседования в онлайн-режиме и результаты тестирования в Интернете 30 сентября 2017 года ГРС, ГКС (по согласованию)
Блок 3. Законодательные меры
3.1. Техосмотр
22 22.1. Разработать регламент прохождения добровольного технического осмотра транспортных средств 30 декабря 2017 года МЭ, МВД
22.2. Сертифицировать/лицензировать соответствующие диагностические аккредитованные центры
22.3. Ввести нормы в НПА об ответственности диагностических аккредитованных центров (руководства и инженера-механика, проводящего технический осмотр) за качество проведения техосмотра
23 23.1. Разработать стандарты переоборудования транспортного средства, исключив межведомственную комиссию при ГУПМ из процесса по выдаче разрешений на переоборудование автотранспорта 30 ноября 2017 года МВД, МЭ
23.2. Ввести нормы в НПА об ответственности за незаконную выдачу свидетельств о безопасности переоборудованного транспортного средства, не отвечающего требованиям безопасности, а также за переоборудование в диагностическом центре (СТО), не соответствующее документам по переоборудованию
23.3. Вернуть функции надзора за соответствием проведенного переоборудования в ГУПМ
24 Усилить государственный контроль за качеством проведения технического осмотра транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров по регулярным маршрутам, независимо от форм собственности. Определить норму периодичности проведения технического осмотра 30 сентября 2017 года МЭ (в части ответственности аккредитованных СТО), МТД, МВД
25 Обязать государственные органы проводить технический осмотр транспортных средств, находящихся на балансе ведомств, в соответствующих диагностических аккредитованных центрах. При невозможности прохождения в них обязать проходить технический осмотр в Государственном предприятии «Центр технического назначения» 30 сентября 2017 года МВД
3.2. Ужесточение наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения
26 Создать межведомственную рабочую группу по инициированию проекта НПА, предусматривающего изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, в части ужесточения санкций за нарушение ПДД водителями, а также расширения мер административного воздействия к нарушителям ПДД, в том числе путем значительного увеличения штрафов и сроков лишения водительских удостоверений, в зависимости от серьезности и опасности нарушений, административного ареста, лишения прав управления транспортным средством временно, а при систематических грубых нарушениях – пожизненно, с конфискацией транспортного средства (совершение ДТП, управление в состоянии алкогольного и наркотического опьянения) 30 января 2018 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию)
МЮ
27 Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, в части ужесточения санкций за нарушение ПДД водителями (превышение скоростного режима движения, выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.), а также в отношении руководителей автотранспортных предприятий независимо от форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки, перевозку грузов, опасных и взрывчатых веществ, в т.ч. выпуск на линию транспортных средств, не соответствующих техническим требованиям 30 января 2018 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию), МЮ
28 Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменения в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, в части ужесточения ответственности за совершение ДТП в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, оставление места совершения ДТП, предусмотренного статьей 281 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, в том числе перевод в категорию преступлений публичного обвинения 30 января 2018 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию), МЮ
29 Инициировать проект НПА, предусматривающий уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения в случае, если лицо ранее привлекалось к аналогичному административному наказанию 30 января 2018 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию)
30 Инициировать проект НПА, предусматривающий исключение альтернативной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и применение наказания в виде лишения прав управления транспортным средством на установленный законодательством срок. Осуществлять допуск к управлению транспортным средством по истечению срока лишения прав  управления транспортным средством и после повторного обучения в автошколе 30 января 2018 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию)
31 Инициировать проект НПА, предусматривающий установку на заднем стекле автомобиля опознавательного знака «Начинающий водитель» установленного образца (в виде квадрата желтого цвета с изображением восклицательного знака черного цвета), для водителей, стаж вождения которых составляет менее двух лет, с определением ответственности за отсутствие данного опознавательного знака 30 декабря 2017 года МВД, ГРС
32 Подготовка статистических данных о количестве рассмотренных административных и уголовных делах по ДТП 25 февраля 2018 года, далее — за I полугодие, до 25 августа текущего года, за II полугодие — до 25 февраля следующего года Генпрокуратура (по согласованию), Совет по отбору судей (по согласованию), Верховный суд (по согласованию)
33 Инициировать проект НПА, предусматривающий ужесточение ответственности водителей легкового транспортного средства за неиспользование ремней безопасности пассажирами 30 декабря 2017 года МВД
34 Инициировать проект НПА, предусматривающий разработку действенного механизма привлечения к ответственности пешеходов и велосипедистов за нарушение ПДД 30 декабря 2017 года МВД
35 Инициировать проект НПА, предусматривающий ужесточение ответственности лиц, допустивших несовершеннолетних к управлению транспортным средством, вплоть до лишения права на управление автомобилем и привлечения к уголовной и материальной ответственности с возмещением ущерба в случае совершения ДТП 30 декабря 2017 года МВД
36 Инициировать проект НПА, предусматривающий переквалификацию правонарушения за организацию и участие автомобилистов в уличных гонках (стритрейсинг) с административного правонарушения в уголовное преследование по статье 234 («Хулиганство») Уголовного кодекса Кыргызской Республики 30 декабря 2017 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию)
37 Инициировать внесение изменения в НПА, обязывающего ГУПМ организовывать принудительную эвакуацию транспортных средств при обнаружении оставленных в течение длительного времени («бесхозных») машин в местах общего пользования 30 декабря 2017 года МВД
38 С целью введения ответственности за неоднократность и повторность совершения правонарушений в сфере дорожного движения внедрить систему штрафных баллов за нарушения ПДД в рамках внедрения проекта «Таза Коом» 30 декабря 2017 года МВД
39 Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, в части разработки дифференцированного механизма принятия мер в отношении водителей транспортных средств, систематически нарушающих ПДД (более 3 раз в течение 1 календарного года), с проверкой знаний ПДД, а в случае необходимости — введение дополнительного курса обучения в автошколе по установленной программе 30 декабря 2017 года МВД, ГРС, МОН
40 В целях предупреждения совершения ДТП с участием пассажирского транспорта предусмотреть проведение совместных межведомственных рейдовых проверок соблюдения требований БДД совместно с представителями Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики, сотрудниками ГУПМ с привлечением СМИ 30 сентября 2017 года, далее — ежемесячно МВД, МТД, КТРК (по согласованию), ЭЛТР, ОМСУ (по согласованию)
41 41.1. Разработать проект НПА, регламентирующий положения о том, что с лиц, находящихся на автомобильной дороге с целью попрошайничества, взыскивается административный штраф. При повторном задержании – применяется уголовное наказание 30 декабря 2017 года МВД, Генпрокуратура (по согласованию)
41.2. Органам внутренних дел совместно с органами местного самоуправления исключить нахождение на автомобильных дорогах и улицах лиц, занимающихся попрошайничеством и представляющих угрозу БДД 30 сентября 2017 года МВД, ОМСУ (по согласованию), ГСМ
41.3. При выявлении лиц без гражданства, занимающихся попрошайничеством на дорогах и улицах, в установленном порядке обеспечить их депортацию из Кыргызской Республики, с включением в категорию лиц, которым запрещен въезд на территорию Кыргызской Республики 30 сентября 2017 года МВД, ОМСУ (по согласованию), ГСМ
3.3. Повышение безопасности детей
42 42.1. Разработать проект НПА, регламентирующий обязательное применение светоотражающих приспособлений несовершеннолетними (на школьной форме, портфелях) с наложением административных санкций на родителей, при отсутствии таких приспособлений 30 декабря 2017 года МОН, МВД
42.2. До начала учебного года Министерству образования и науки Кыргызской Республики издать приказ для всех школ, независимо от форм собственности, о правилах применения светоотражающих приспособлений несовершеннолетними (деталей на одежде или портфелях), который будет действовать до принятия вышеуказанного нормативного правового акта. Провести информационную кампанию среди населения с целью разъяснения целесообразности внедрения данного мероприятия 30 августа 2017 года МОН
43 Инициировать проект НПА, предусматривающий введение соответствующей нормы в законодательство Кыргызской Республики об обязательности детских автомобильных кресел при перевозке детей в возрасте до 7 лет. Ввести обязательное использование детских удерживающих устройств при перевозке детей в возрасте от 7 до 12 лет. Предусмотреть административную ответственность водителей (родителей) за перевозку детей без использования кресел и удерживающих устройств 30 декабря 2017 года МВД, МЮ
44 44.1. Усилить контроль и повысить эффективность выполнения программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и программы «Правила дорожного движения» в школах с 1 по 11 классы как в учебное, так и во внеурочное время, в рамках имеющейся сетки часов: с 1 по 5 классы — «ОБЖ» по одному часу в неделю, с 1 по 7 классы —
10-часовая программа по Правилам дорожного движения, вопросы «ОБЖ» в старших классах интегрировать в учебные предметы. В каждом ДТП с участием ребенка, где виновником ДТП не является водитель транспортного средства, проводить на уровне Министерства образования и науки Кыргызской Республики отдельное служебное расследование по качеству внедрения программ «ОБЖ» и «Правила дорожного движения»
30 сентября 2017 года МОН
44.2. Министерству образования и науки Кыргызской Республики совместно с ГУПМ разработать методическое пособие для общеобразовательных учреждений 30 сентября 2017 года МОН, МВД
44.3. Повысить эффективность повышения квалификации учителей на базе Кыргызской академии образования с привлечением сотрудников ГУПМ и преподавателей вузов 30 сентября 2017 года МОН, МВД
44.4. Во всех общеобразовательных организациях организовать «уголок безопасности дорожного движения» и проведение иных мероприятий в целях повышения знаний школьников по ПДД 30 сентября 2017 года МОН, МВД
45 Разработать механизмы привлечения добровольных дружин для обеспечения безопасности школьников при переходе улиц вблизи школ (волонтеры, студенты, курсанты автошкол, сотрудники служб безопасности в школах) совместно с ГУПМ (до начала уроков, в конце уроков и между сменами) 30 декабря 2017 года МОН, ГАМФКС, МВД
3.4. В сфере подготовки и сдачи экзаменов
46 Установить возрастной ценз для первичного получения водительского удостоверения категорий «А», «А1», «B», «B1» лицами в возрасте до 18 лет 31 декабря 2017 года ГРС, МЮ
47 В целях усиления государственных контрольных функций в части улучшения качества обучения в автошколах разработать график межведомственной проверки автошкол (каждые полгода) и далее — на постоянной основе и придерживаться его исполнения. По результатам проверок при выявлении автошкол с некачественным обучением обеспечить передачу информации в судебные органы для последующего аннулирования лицензий 30 сентября 2017 года МОН, МВД, ГРС
48 Пересмотреть программы обучения и переподготовки водителей автотранспортных средств в части увеличения количества часов по ПДД.
В программу обучения водительского состава внести следующие изменения.
За счет сокращения количества часов, направленных на изучение материальной части транспортных средств, увеличить количество часов обучения практическому вождению автомобиля.
В рамках учебной программы в автошколах в качестве одного из инструментов включить обязательный просмотр видеороликов о создании аварийных ситуаций при нарушении ПДД по каждой теме занятия
30 сентября 2017 года МОН, ГРС, МВД
49 В целях повышения качества обучения практическим навыкам вождения транспортного средства и исключения обучения только теоретическим навыкам обязать автошколы включать расходы на оплату практического обучения в общую стоимость обучения 30 сентября 2017 года МОН
50 В целях ужесточения лицензионных требований к автошколам в части качественного и эффективного обучения в автошколах необходимо:
50.1. Внести соответствующие изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 31 мая 2001 года № 260 30 сентября 2017 года МОН
50.2. Усилить меры в отношении автошкол, нарушивших требования норм лицензирования, в части ужесточения наказания при выявлении фактов нарушений 30 ноября 2017 года МОН
50.3. Инициировать внесение изменения в Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе» в части исключения коллизий, не позволяющих проведение лицензионного контроля 30 января 2018 года МЭ
50.4. Разработать аналог Общереспубликанского тестирования для автошкол, предусматривающий отзыв и лишение лицензий в случае большого количества лиц, не прошедших тестирование 30 ноября 2017 года МОН, ГРС
51 Обеспечить общественный контроль за выдачей водительских удостоверений путем онлайн-трансляции процедуры теоретических экзаменов, с последующим размещением результатов экзамена на официальном сайте Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики 30 сентября 2017 года ГРС
52 Разработать механизм установления взаимосвязи между совершением ДТП и качеством обучения в автошколах:
52.1. Создать и поддерживать на постоянной основе базу данных водительского состава, с указанием автошкол, в которых обучались курсанты:
— на основе анализа ДТП, совершенных водителями с водительским стажем до 3 лет, производить регистрацию данных, в какой учебной организации (предприятии) проходил обучение водитель;
— при регистрации ДТП выявлять, выпускником какой автошколы являлся виновник ДТП, вести сбор данных и на ежемесячной основе направлять лицензиару качественный и количественный анализ ДТП
30 сентября 2017 года, далее — постоянно ГРС, МВД, МОН
52.2. Министерству образования и науки Кыргызской Республики размещать на официальном сайте данную информацию. В случае превышения показателя применять к данной автошколе меры воздействия — аннулирование лицензии. При выявлении факта о том, что более 60% выпускников автошколы совершают ДТП в первый-второй-третий год вождения, лицензия аннулируется и в последующем не выдается 30 сентября 2017 года, далее — постоянно МОН, ГРС, МВД
3.5. Коммерческие пассажирские перевозки
53 За невыполнение лицензионных требований, предъявляемых к пассажирскому транспорту, обеспечить аннулирование лицензий. Разработать механизм лицензионного контроля пассажирского транспорта и применять его на постоянной основе 30 января 2018 года МТД, МЭ
54 Внести изменение в соответствующий НПА, предусматривающий наличие инженеров по вопросам БДД в организациях, занимающихся пассажирскими перевозками 30 января 2018 года МТД
55 Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменений в законы Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте»,
«О дорожном движении» в части допуска к перевозкам пассажиров транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, лиц, имеющих водительское удостоверение соответствующей категории и непрерывный водительский стаж не менее 5 лет, при перевозке легковыми такси – не менее 3 лет
30 января 2018 года МТД, МЭ
56 56.1. Инициировать проект НПА, предусматривающий обязательное проведение перевозчиком инструктажа по БДД 30 января 2018 года МЭ, МТД
56.2. Проверять знания законодательства в области БДД при проведении экзамена для получения перевозчиком лицензии на пассажирские перевозки
57 Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающее приостановление действия лицензий и (или) разрешения перевозчиков за совершение ДТП с человеческими жертвами, ранениями и иными тяжкими последствиями 30 января 2018 года МЭ, МТД, МВД
58 Устранить противоречия и пробелы в законодательстве Кыргызской Республики: 30 января 2018 года МТД, МЭ, МЮ
58.1. Инициировать внесение изменения в НПА, разграничивающего ответственность перевозчиков-юридических лиц, перевозчиков-водителей и собственников автотранспортных средств
58.2. Инициировать внесение изменения в Закон Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» в части устранения противоречий с Гражданским кодексом Кыргызской Республики по заключению договоров доверительного управления с владельцами автомототранспортных средств, используемых для пассажирских перевозок
59 Размещать на сайте лицензиара полную информацию о лице, получившем лицензию, с исчерпывающим перечнем документов о лицензионных требованиях к пассажирским перевозкам и перевозке опасных грузов.
Разместить в салонах пассажирского автотранспорта информацию с контактными данными лицензиара для рассмотрения жалоб и предложений граждан
30 сентября 2017 года, далее — постоянно МТД, МЭ, ОМСУ
(по согласованию)
60 Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего отказ в выдаче лицензии на пассажирские перевозки лицам, имеющим судимость за совершение ДТП, повлекших смерть или ранение людей 30 января 2018 года МТД, МЭ, МВД
61 Внести изменения в правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике» от 23 сентября 2013 года № 519, в части расторжения контрактов на обслуживание автобусных маршрутов в отношении перевозчиков, водители которых совершили ДТП, повлекшие одну и более смертей, либо три и более участников ДТП, получивших ранения различной степени тяжести, при установлении виновности водителя следственными органами или решением суда 30 января 2018 года МТД, ОМСУ (по согласованию)
62 Провести обследование пассажирских перевозчиков на предмет обеспечения безопасности перевозок граждан и в случае несоответствия не допускать к перевозкам до устранения недостатков (наличие поручней, ремней безопасностей, сидений, проверка плотности закрытия дверей) 30 сентября 2017 года, далее — постоянно МТД, МВД, ОМСУ
(по согласованию)
63 Пересмотреть перечень грубых нарушений в сфере пассажирских перевозок, являющихся основанием для приостановления действия и аннулирования лицензии, и внести изменения в соответствующий НПА 30 января 2018 года МТД, МЭ
64 Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего лицензирование деятельности по перевозке пассажиров легковым видом автотранспорта в качестве услуг такси, с предварительными условиями обязательного прохождения обучения, подготовки, переподготовки и сдачи квалификационных экзаменов, в целях принуждения водителей такси к выполнению требований законодательства в сфере соблюдения БДД и осуществления государственного регулирования перевозочного процесса в целом.
В соответствующем НПА предусмотреть:
— требования к транспортным средствам, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
— требования к водителям легковых такси, в том числе к наличию непрерывного водительского стажа – не менее трех лет
30 января 2018 года МТД, МЭ
65 Инициировать внесение изменения в Закон Кыргызской Республики
«Об автомобильном транспорте», предусматривающие запрет использования автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса для коммерческих перевозок пассажиров легковыми такси международного, междугородного и пригородного сообщений
30 января 2018 года МТД, МЭ, МВД
66 Обязать руководителей предприятий (организаций) автоперевозчиков, независимо от форм собственности, оборудовать транспортные средства видеорегистраторами, GPS-навигаторами для осуществления контроля за соблюдением водителем режима работы и движением по маршруту.
Разработать механизм направления сведений, зафиксированных вышеуказанным оборудованием, в централизованную базу данных
30 декабря 2017 года МТД, ОМСУ (по согласованию)
3.6. Регистрация транспортных средств
67 В целях снижения количества ДТП, с мест совершения которых водители скрылись, инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего введение Государственной пограничной службой Кыргызской Республики на пограничных контрольно-пропускных пунктах упрощенной временной регистрации транспортных средств, ввозимых с территории ЕАЭС, и ежедневную передачу соответствующей информации в ДРТСиВС и ГУПМ.
Разработать альтернативные механизмы реализации до полномасштабного введения Единой системы учета внешней миграции на всех контрольно-пропускных пунктах
30 января 2018 года ГПС, ГРС, МВД, ГКНБ
68 В целях обеспечения обязательной регистрации транспортных средств в ДРТСиВС:
68.1. Урегулировать финансовое соотношение стоимости регистрации транспортного средства в ДРТСиВС и оформления доверенности в нотариальной конторе таким образом, чтобы гражданам было выгодно
(в финансовом плане) зарегистрировать свое транспортное средство, а не оформлять доверенность на право управления транспортным средством
30 ноября 2017 года ГРС, МЮ, МЭ, МФ
68.2. Разработать механизм льготного порядка перерегистрации транспортного средства (максимально снизив цену за перерегистрацию транспортного средства) в течение определенного времени, по истечении которого будет введена ответственность за управление транспортным средством без регистрации в ДРТСиВС 30 ноября 2017 года ГРС
69 Обеспечить одновременную регистрацию доверенности в АИС «Электронный нотариус» и по системе межведомственного взаимодействия в АИС «Регистрация транспорта» (до введения АИС «Электронный нотариус» регламентировать направление сведений/документов в бумажном и электронном вариантах) 30 декабря 2017 года МЮ, ГРС
70 Провести информационную кампанию среди населения об обязательной перерегистрации транспортных средств при совершении сделки купли-продажи транспортных средств 30 сентября 2017 года МВД, ГРС
71 Инициировать внесения изменения в НПА в части ужесточения мер административного воздействия в отношении юридических и физических лиц, занимающихся ремонтно-восстановительными работами транспортных средств, нарушающих правила приема на ремонтно-восстановительные работы транспортных средств, имеющих повреждения, характерные для ДТП 30 декабря 2017 года МВД
Блок 4. Дорожная инфраструктура
72 72.1. Разработать и утвердить строительные нормы и правила, государственные стандарты по автомобильным дорогам и улицам (с учетом местных условий). При разработке СНиПов учесть политику «Приоритет пешеходам», стандарты для островков безопасности, приподнятых пешеходных переходов и других элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих снижение скорости автомобилей и безопасность пешеходов 30 сентября 2017 года ГААСЖКХ, МТД
72.2. Изучить целесообразность сужения ширины полос движения
72.3. Проверить и при необходимости привести в соответствие дорожные знаки, сигналы и дорожные разметки согласно конвенциям ООН
«О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированных Кыргызской Республикой
73 Разработать проект НПА, регламентирующий внедрение Единой публичной базы данных улично-дорожной сети (с паспортизацией) на всей территории республики.
Приступить к поэтапной паспортизации улично-дорожной сети
(с указанием дорожных разметок, дорожных знаков и др.) на всей территории республики (I этап – до 1 июня 2018 года, II этап – до 1 июня 2019 года, III этап – до 1 июня 2020 года, IV этап – до 1 июня 2021 года, V этап – до 1 июня 2022 года)
30 декабря 2017 года МТД, ОМСУ (по согласованию), МВД
74 Провести обследование улично-дорожной сети и технических средств регулирования дорожного движения на территории населенных пунктов. Особое внимание обратить на приведение в соответствие высоты/провалов люков, искусственных преград для снижения скорости («лежачих полицейских») и др. По результатам выдавать предписания по устранению недостатков и применять меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц соответствующих структур за выявленные несоответствия.
Разработать график обследования (каждые 6 месяцев)
30 сентября 2017 года МВД, МТД, ОМСУ (по согласованию)
75 75.1. Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего возложение административной и дисциплинарной ответственности на должностных лиц дорожно-коммунальных органов за ДТП по причине неудовлетворительного состояния уличной дорожной сети 30 декабря 2017 года МВД, МТД, ОМСУ (по согласованию)
75.2. Инициировать проект НПА, предусматривающий проведение обязательного независимого аудита соблюдения правил БДД на стадии предварительного проектирования, рабочего проектирования, приема на баланс и после открытия автомобильной дороги для движения 30 декабря 2017 года ГААСЖКХ, МТД
75.3. Разработать регламент работы межведомственной комиссии по приему в эксплуатацию автомобильных дорог, а также порядок приема в эксплуатацию автомобильных дорог, с обязательным участием представителей общественных организаций, СМИ 30 сентября 2017 года МТД
75.4. В целях обеспечения БДД создать рабочую группу с привлечением представителей научных институтов и специалистов по изучению зарубежного опыта 30 сентября 2017 года МВД, МТД, ГААСЖКХ, МОН
76 76.1. Разработать прозрачную систему установления светофоров и дорожных знаков, предусматривающую привлечение к обсуждению представителей гражданского общества, с выставлением проектов титульных списков на интернет-сайтах органов местного самоуправления, финансирующих установление знаков 30 сентября 2017 года ОМСУ (по согласованию), МВД, МТД
76.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания муниципального предприятия в сфере светофорного хозяйства мэрии г. Бишкек 30 сентября 2017 года Мэрия г. Бишкек (по согласованию), МВД.
76.3. Разграничить ответственность по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки между органами местного самоуправления и Министерством внутренних дел Кыргызской Республики 30 сентября 2017 года ОМСУ (по согласованию), МВД
77 77.1. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог первой и второй категорий (при наличии 4 полос) в проекты в обязательном порядке включать требования об установлении разделительных ограждений 30 сентября 2017 года ГААСЖКХ, МТД
77.2. В приоритетном порядке установить на трассах Бишкек – Нарын — Торугарт, Иссык-Кульское кольцо, Бишкек — Ош и альтернативной дороге Север — Юг разделительные барьерные ограждения по осевой линии, в тех местах, где позволяют нормативы 30 октября 2017 года МТД, МВД
77.3. При проектировании автомобильных дорог предусмотреть места безопасного перехода скота путем определения мест и времени перехода, установки соответствующих знаков и искусственного освещения 30 октября 2017 года МТД, МВД, ОМСУ (по согласованию)
78 Утвердить порядок установки знаков ограничения скорости на основе анализа аварийно опасных участков дорог и лучших мировых практик 30 сентября 2017 года МВД, МТД
79 Утвердить стандарты по нанесению дорожных разметок и использованию качественных материалов, с повышением гарантийных требований и сроков эксплуатации 30 сентября 2017 года МТД, МВД
80 80.1. Инициировать внесение изменения в НПА в части скоростного режима: скорость движения в населенных пунктах сократить с 60 км/ч до 50 км/ч, в районах школ — до 30 км/ч 30 декабря 2017 года МВД
80.2. Установить стандартизированные искусственные неровности для принудительного снижения скорости транспортных средств на улицах и дорогах, расположенных вблизи общеобразовательных учебных заведений и дошкольных учреждений 30 сентября 2017 года ОМСУ (по согласованию), МОН, МВД
80.3. Разработать обязательную норму по установлению искусственной неровности, с учетом расположения общеобразовательных учреждений вдоль автомобильных дорог и улиц 30 сентября 2017 года МТД, МВД, МФ
80.4. Обеспечить установку придорожных ограждений в населенных пунктах по согласованию с ГУПМ в местах расположения школьных и дошкольных учреждений и других аварийно опасных местах 30 сентября 2018 года ОМСУ (по согласованию), МТД, МВД
81 В крупных населенных пунктах подготовить планы (программы), направленные на поэтапную замену пассажирского автопарка: микроавтобусов на транспортные средства повышенной вместимости (автобусы и троллейбусы), что значительно снизит транспортный поток, риски совершения ДТП 30 декабря 2017 года ОМСУ (по согласованию)
82 Разгрузить центральную часть г. Бишкек путем разрешения движения только легкового транспорта и общественного муниципального транспорта по квадрату, ограниченному пр. Чуй — ул. Ибраимова — ул. Боконбаева —
пр. Молодая Гвардия
30 сентября 2017 года Мэрия г. Бишкек
83 В г. Бишкек рассмотреть целесообразность внедрения реверсивного движения по ул. Байтик Баатыра и пр. Манаса в часы пик, с учетом интенсивности дорожного движения 30 сентября 2017 года Мэрия г. Бишкек, МВД
84 Обустроить улично-дорожную сеть населенных пунктов искусственным освещением, тротуарами, пешеходными дорожками 30 декабря 2017 года ОМСУ (по согласованию), МТД
85 В целях сокращения заторов и обеспечения безопасности движения общественного транспорта в крупных городах, прежде всего в городах Бишкек и Ош, обустроить остановки, с их выводом от основной проезжей части (путем предусмотрения «карманов») 30 декабря 2018 года ОМСУ (по согласованию), МТД, ГААСЖКХ
86 В обязательном порядке обеспечить в крупных городах строительство надземных (подземных) пешеходных переходов в местах повышенной интенсивности пешеходных потоков 28 февраля 2018 года ОМСУ (по согласованию), МТД
87 Провести анализ ДТП на автомобильных дорогах республики и в местах, наиболее подверженных риску ДТП, установить шумовые полосы для снижения риска засыпания водителей 30 декабря 2017 года МТД, ОМСУ (по согласованию)
88 В целях улучшения ориентирования водителей предусматривать при проектировании и реконструкции дорог вместо бетонных опор освещения (вдоль дорог) металлические и другие конструкции 30 ноября 2017 года ОМСУ (по согласованию), МТД, МВД
Блок 5. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
89 Включить в учебную программу по подготовке водителей в автошколах пункт о том, что к проведению 16-часового курса по оказанию доврачебной помощи должны привлекаться исключительно сертифицированные по оказанию первичной медицинской помощи врачи 30 сентября 2017 года МОН, МЗ, автошколы (по согласованию)
90 90.1. На основе анализа ДТП увеличить количество пунктов единой неотложной скорой помощи на автомобильных дорогах международного и государственного значения, с сотрудниками скорой помощи, ГУПМ, Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики 30 сентября 2017 года МЗ, МВД, МЧС, ОМСУ (по согласованию)
90.2. Увеличить количество подстанций и машин скорой помощи 30 сентября 2017 года МЗ
90.3. Разработать нормативы времени прибытия неотложной помощи до места ДТП, с учетом местности 30 сентября 2017 года МЗ, МЧС, МВД
90.4. Разработать механизм доставки тел погибших с места ДТП специализированными транспортными средствами 30 сентября 2017 года МЧС, МЗ, МВД
91 Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств медицинскими работниками среднего звена, с получением лицензии на право проведения данных осмотров, независимо от форм собственности 30 декабря 2017 года МЗ
92 92.1. Разработать проект НПА, предусматривающий применение сотрудниками ГУПМ алкотестеров на предмет определения степени опьянения водителей, с выдачей протоколов о наличии или отсутствии алкоголя 30 декабря 2017 года МВД, МЗ
92.2. Обеспечить сотрудников ГУПМ и медицинских работников необходимым оборудованием для количественного и качественного определения психоактивных веществ в биологических средах организма (алкотестеры, газовые хроматографы и др.) при проведении медицинских осмотров водителей 30 декабря 2017 года МЗ, МВД
93 Возложить функцию проведения медицинских осмотров для получения водительского удостоверения исключительно на государственные медицинские учреждения Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Пересмотреть содержание и форму бланка 083 в целях актуализации. Установить, что медицинская справка по форме 083 является документом строгой отчетности. Разработать порядок их учета, выдачи и хранения. Повысить персональную ответственность исполнителей и руководителей медицинских учреждений за нарушение порядка проведения медицинского осмотра водителей 30 сентября 2017 года МЗ
94 Разработать следующие НПА:

— Порядок проведения обязательного медицинского осмотра водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств);

— Порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами;

— Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений;

— Правила прохождения обязательного психиатрического медицинского осмотра (освидетельствования) водителями транспортных средств;

— Правила прохождения обязательного наркологического медицинского осмотра (освидетельствования) водителями транспортных средств

30 декабря 2017 года МЗ
Блок 6. Проведение информационных кампаний и повышение информированности населения
95 Создать официальный сайт уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения БДД, с возможностью освещения информации о ДТП. Обновлять сайт на ежедневной основе. Размещать на сайте информацию о мерах, принимаемых для устранения причин и условий, способствующих совершению ДТП.

Разместить на сайте интерактивную карту с электронным учетом ДТП, с ежедневным обновлением информации о месте совершения ДТП, количестве погибших и пострадавших лиц

30 сентября 2017 года МВД
96 Изучить возможность внедрения механизма направления сообщений в режиме онлайн или через мобильное приложение о правонарушениях со стороны водителей, сотрудников милиции, а также перечисления определенного процента от штрафа на личный банковский счет лица, сообщившего о правонарушении. Обеспечить полную прозрачность и возможность использования фото- и видеоматериалов для общественности и СМИ (в рамках программы «Таза Коом»).

Разработать механизмы оповещения муниципальными службами о нарушениях ПДД (например, правил парковки и т.д.) путем организации их фото- и видеофиксации

30 декабря 2017 года МВД, ГКИТС
97 В сотрудничестве с общественностью и СМИ создавать и распространять социальные ролики и другие демонстрационные проекты, предостерегающие водителей и пешеходов от опасностей ДТП, а также о недопустимости вождения в нетрезвом состоянии 30 сентября 2017 года, далее — постоянно МВД, МКИТ
98 98.1. Обеспечить производство и трансляцию в телевизионном эфире регулярного цикла передач, в том числе детских, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма, повышение правового сознания и формирование законопослушного поведения участников дорожного движения 30 сентября 2017 года, далее — постоянно МКИТ, МВД, КТРК (по согласованию), ЭЛТР, ТРК «Пирамида» (по согласованию), МВД
98.2. Организовать показ по телевидению социальных роликов по ДТП в прайм-тайм
99 Изготовление и размещение социальной рекламы по вопросам БДД 30 декабря 2017 года МВД, МКИТ, ОМСУ (по согласованию)
100 В целях повышения оперативного реагирования и своевременного устранения дефектов на дорогах международного значения, повышения ответственности дорожных органов за информирование пользователей дорог рассмотреть возможность использования мобильного приложения «Жолдор.kg» 30 сентября 2017 года МТД
101 Выработать механизм участия молодежи (в т.ч. волонтеров) в работе по обеспечению БДД, привлечения их к разработке пропагандистских мероприятий и социальной рекламы путем проведения семинаров и конкурсов, творческих работ, а также к организации и проведению специализированных акций в этой сфере 30 сентября 2017 года МОН, МВД, ГАМФКС, МКИТ
102 Периодически организовывать и проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение детского дорожно-транспортного травматизма: «Внимание дети!», «Автобус», «Безопасная дорога», «Юный пешеход», «Сохраним жизнь юных пассажиров», «Дети – наше будущее!» и др. 30 сентября 2017 года МОН, МВД, МКИТ, МОН
Дополнительные меры, направленные на реализацию комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности Кыргызской Республики
103 В целях обеспечения финансово-организационного процесса реализации комплекса мер провести необходимые экономические расчеты 30 сентября 2017 года МФ, МВД, МЭ, ОМСУ (по согласованию), ГАМФКС, МЗ, МОН, ГКИТС, МКИТ

Перечень сокращенных наименований:

МВД – Министерство внутренних дел Кыргызской Республики

МФ – Министерство финансов Кыргызской Республики

МЭ – Министерство экономики Кыргызской Республики

МОН – Министерство образования и науки Кыргызской Республики

МТД – Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики

МКИТ – Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики

МЗ – Министерство здравоохранения Кыргызской Республики

МЮ – Министерство юстиции Кыргызской Республики

ГКНБ – Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики

ГКИТС – Государственный комитет информационных технологий и связи при Правительстве Кыргызской Республики

ГАМСУМО – Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики

ГААСЖКХ – Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

ГАМФКС – Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики

ГРС — Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики

Госфиннадзор – Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики

ГСБЭП – Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики

ГКС – Государственная кадровая служба Кыргызской Республики

ГПС – Государственная пограничная служба Кыргызской Республики

ГНС – Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики

ГСЭС – Государственная судебно-экспертная служба при Правительстве Кыргызской Республики

ГСМ – Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики

Верховный суд – Верховный суд Кыргызской Республики

Генпрокуратура – Генеральная прокуратура Кыргызской Республики

ОМСУ – органы местного самоуправления

ГП «Кыргыз почтасы» – Государственное предприятие «Кыргыз почтасы»

ГУПМ – Главное управление патрульной милиции Министерства внутренних дел Кыргызской Республики

ДРТСиВС – Департамент регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики

ПДД – Правила дорожного движения

АСУДД – Автоматизированная система управления дорожным движением

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

НПА – нормативный правовой акт

СМИ – средства массовой информации

СЦИУ – Специализированный центр информационных услуг

СТО – станция технического обслуживания

ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

БДД – безопасность дорожного движения

ЕАЭС – Евразийский экономический союз

АИС – автоматизированная информационная система

СНиП – Строительные нормы и правила

Добавить комментарий