Время реформ
Премьер-министр Сапар Исаков подписал постановление, согласно которому утвержден план мероприятий по реализации комплекса мер по реформе дорожной безопасности в стране, состоящий из 103 пунктов.
№ | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Ответственные органы |
Блок 1. Автоматизация управления в сфере обеспечения дорожной безопасности | |||
1 | 1.1. В рамках реализации Проекта «Таза Коом» установить систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД в городах Бишкек и Ош, в дальнейшем — по всей республике, которая должна быть интегрирована с системой ГУПМ, качественно и круглосуточно фиксировать превышение установленной скорости движения транспортного средства, несоблюдение дорожных знаков и разметки, правил обгона и маневрирования, правил проезда перекрестков и правил проезда пешеходных переходов, определять нарушителей ПДД по государственным номерным знакам автомототранспортных средств с целью дальнейшей идентификации водителя | 30 ноября 2017 года |
МВД, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию) |
1.2. Обеспечить патрульные автомашины необходимым оборудованием:
— для фото- и видеофиксации нарушений, |
28 февраля 2018 года | МВД, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), МФ, ГКИТС | |
1.3. Обеспечить младших инспекторов патрульной милиции электронными планшетами с предустановленным программным обеспечением, позволяющим осуществлять доступ к центральной базе данных и автоматически направлять факты нарушения в Программу (на сервер) | 28 февраля 2018 года | МВД, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), МФ, ГКИТС | |
1.4. Обеспечить ежедневную проверку записей с индивидуальных видеорегистраторов, закрепленных за сотрудниками патрульной милиции, и применять меры дисциплинарной ответственности в отношении сотрудников за допущенные правонарушения, вплоть до увольнения. Разработать систему управления рисками при проверке записей с видеокамер | 30 октября 2017 года | МВД, Генеральная прокуратура (по согласованию) | |
1.5. Инициировать изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, предусматривающие отмену изъятия водительских удостоверений за нарушение ПДД, в рамках реализации Проекта «Таза Коом» | 28 февраля 2018 года | МВД | |
2 | Внедрить централизованную автоматизированную систему управления дорожным движением в городах Бишкек и Ош | 30 декабря 2018 года | Мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), МВД |
3 | Внедрить автоматизацию регистрации транспортных средств и водительского состава во всех территориальных подразделениях ДРТСиВС, c возможностью передачи уполномоченным государственным органам в режиме онлайн сведений о транспортных средствах и водительских удостоверениях | 30 сентября 2017 года | ГРС |
4 | Автоматизировать систему обмена данными в целях усиления взаимодействия между судебными органами, ГУПМ и ДРТСиВС по обмену в режиме онлайн сведениями о лишении права управления транспортными средствами автовладельцев | 30 октября 2017 года | ГРС, МВД, Судебный департамент при Верховном суде (по согласованию) |
5 | Разработать образец водительского удостоверения с чипом, содержащим информацию о совершенных правонарушениях ПДД, ДТП, об оплате штрафов. Внедрить систему оплаты водителями штрафов по водительскому удостоверению |
30 марта 2018 года | ГРС, МВД, Судебный департамент при Верховном суде (по согласованию) |
6 | Создать центральный банк данных, содержащий информацию: о зарегистрированных фактах нарушения ПДД, включая ДТП; о погибших и пострадавших в результате ДТП; о выданных водительских удостоверениях; о транспортных средствах — участниках ДТП; об автошколах, выпускники которых совершили ДТП; о транспортных средствах, прошедших технический осмотр |
30 ноября 2017 года | МВД, ГРС, МЭ (СТО), МОН (автошколы), ГКИТС |
Блок 2. Управленческие меры | |||
7 | Разработать и утвердить целевые показатели обеспечения дорожной безопасности (число лиц, погибших в ДТП, число детей, погибших в ДТП; число лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения) с целью достижения индикатора «Ноль жертв в ДТП», с определением конкретных временных этапов | 30 сентября 2017 года | МВД, МТД |
8 | Увеличить целевое финансирование мероприятий по повышению БДД на республиканском и местном уровнях | 1 января 2018 года | МФ, мэрии гг. Бишкек и Ош (по согласованию), ГАМСУМО |
9 | Предусматривать мероприятия по улучшению дорожной инфраструктуры и повышению уровня БДД при разработке программ социально-экономического развития на республиканском и региональном уровнях | 1 января 2018 года | МЭ, ГАМСУМО, ОМСУ (по согласованию) |
10 | 10.1. Инициировать изменения в ПДД, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 августа 1999 года № 421, с введением нормы, обязывающей водителей иметь при себе страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств | 1 января 2018 года | МВД, Госфиннадзор |
10.2. Привести Правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и перевозчика опасных грузов в соответствие с требованиями законов Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов», с учетом приоритета прав и интересов потерпевших, исключив преобладание интересов страховых компаний. Внести на общественное обсуждение доработанные проекты НПА по реализации Закона Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Провести антикоррупционную, правовую экспертизу указанного Закона и проектов НПА, связанных с ним. Разработать проект НПА, устанавливающего административную ответственность страховщика за нарушения законодательства в сфере обязательного страхования: за несоблюдение срока выплаты страховых возмещений и/или несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в выплате страховых возмещений, за отказ страхователю в заключении договора обязательного страхования и т.д. |
30 декабря 2017 года | Госфиннадзор, МТД, МВД | |
10.3. Предусмотреть направление части страховых взносов на обеспечение БДД компетентным государственным и муниципальным органам, с распределением видов целевого назначения. Регламентировать целевое назначение финансирования из указанных средств на обеспечение БДД, в том числе приобретение и монтаж технических средств организации дорожного движения (светофоры и применяемое к ним дополнительное оборудование, знаки дорожного движения, дорожная разметка, ограждение проезжей части на опасных участках дороги и в местах пересечения движения пешеходов и транспортных средств, зеркала), инвентаря и оборудования, развитие материально-технической базы станций скорой медицинской помощи, реконструкцию автомобильных дорог в целях ликвидации аварийно-опасных участков дорог и др. |
30 декабря 2017 года | Госфиннадзор, МТД, МВД | |
10.4. Применять меры материального воздействия (регрессные иски) к нарушителям-перевозчикам пассажиров, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» | 30 декабря 2017 года | Госфиннадзор, МТД, МВД | |
11 | Провести преобразования в ГУПМ, исключающие несвойственные функции. Сконцентрировать функции мониторинга БДД в ГУПМ, с внесением изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об образовании Главного управления информационных технологий Министерства внутренних дел Кыргызской Республики» от 17 июня 2016 года № 336 |
30 сентября 2017 года | МВД |
12 | Инициировать изменение в Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» от 9 августа 2004 года № 578, в части разработки механизма по проведению качественного анализа причин и условий совершения ДТП | 30 декабря 2017 года | МВД |
13 | 13.1. Проводить открытые конкурсы на замещение вакантных должностей сотрудников патрульной милиции, с размещением процедуры конкурсного отбора (собеседования). С согласия конкурсанта размещать процедуру собеседования в онлайн-режиме и результаты тестирования в Интернете | 30 сентября 2017 года | МВД |
13.2. Разработать нормы положенности штатной численности сотрудников, занимающихся обеспечением БДД, в зависимости от численности населения, транспортных средств, протяженности и категории улично-дорожной сети в областях и городах Бишкек и Ош | 30 сентября 2017 года | МВД, МФ | |
14 | Осуществить трехмесячное интенсивное обучение новых сотрудников ГУПМ с привлечением международных и местных экспертов | 30 сентября 2017 года | МВД |
15 | 15.1. Повысить уровень проведения мероприятий, направленных на изобличение противоправной деятельности инспекторов ГУПМ при выполнении ими своих функциональных обязанностей и привлечение их к ответственности | 30 декабря 2017 года и далее — постоянно | МВД, ГКНБ, ГСБЭП, Генпрокуратура (по согласованию) |
15.2. Инициировать проект НПА, устанавливающий норму увольнения сотрудников без права восстановления на службу в органы внутренних дел, на государственную или муниципальную службу, в случае выявления фактов получения незаконного вознаграждения | МВД, ГКС (по согласованию) | ||
15.3. Представлять в СМИ и размещать в базе данных на сайте ГУПМ сведений о количестве выявленных нарушений законности в системе ГУПМ | МВД | ||
16 | В целях снижения коррупционных проявлений среди сотрудников подразделений, обеспечивающих БДД, совершенствовать взаимодействие с банковскими учреждениями, ГП «Кыргыз почтасы» по приему административных штрафов за нарушение ПДД, в том числе на безналичной основе, а также своевременное отслеживание электронной регистрации административных материалов, в том числе: — регламентировать возможность оплаты административных штрафов в любом банке Кыргызской Республики; — создать единую систему отслеживания электронной регистрации административных материалов |
30 сентября 2017 года | МВД, ГП «Кыргыз почтасы», ГКИТС |
17 | Инициировать проект НПА, исключающий из ПДД несвойственные, не имеющие отношения к БДД нормы, в частности по проверке сотрудниками милиции наличия у водителей транспортных средств: — документа, подтверждающего оплату налога на имущество IV группы данного транспортного средства либо свидетельствующего об освобождении от его оплаты; — свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или добровольного патента либо их нотариально заверенных копий в случае осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов данным транспортным средством |
30 декабря 2017 года | МВД, ГНС |
18 | Предусмотреть штатные единицы во всех филиалах уполномоченного органа по проведению судебной экспертизы для проведения автотехнических и трасологических экспертиз | 1 ноября 2017 года | МЮ, ГСЭС |
19 | Провести работу по ликвидации Специализированного центра информационных услуг с передачей функций, полномочий и баз данных ГРС и определением механизмов штатных мероприятий | 30 сентября 2017 года | ГРС |
20 | Рассмотреть персональную ответственность руководства ДРТСиВС в случаях установления фактов посредничества продажи водительских удостоверений в системе ДРТСиВС | 30 сентября 2017 года | ГРС, ГСБЭП, ГКНБ |
21 | Провести оценку эффективности работы руководства и сотрудников ДРТСиВС, по результатам которой провести кадровые перестановки, на вакантные места в ДРТСиВС осуществить прием сотрудников на основе конкурсного отбора. С согласия конкурсанта размещать процедуру собеседования в онлайн-режиме и результаты тестирования в Интернете | 30 сентября 2017 года | ГРС, ГКС (по согласованию) |
Блок 3. Законодательные меры | |||
3.1. Техосмотр | |||
22 | 22.1. Разработать регламент прохождения добровольного технического осмотра транспортных средств | 30 декабря 2017 года | МЭ, МВД |
22.2. Сертифицировать/лицензировать соответствующие диагностические аккредитованные центры | |||
22.3. Ввести нормы в НПА об ответственности диагностических аккредитованных центров (руководства и инженера-механика, проводящего технический осмотр) за качество проведения техосмотра | |||
23 | 23.1. Разработать стандарты переоборудования транспортного средства, исключив межведомственную комиссию при ГУПМ из процесса по выдаче разрешений на переоборудование автотранспорта | 30 ноября 2017 года | МВД, МЭ |
23.2. Ввести нормы в НПА об ответственности за незаконную выдачу свидетельств о безопасности переоборудованного транспортного средства, не отвечающего требованиям безопасности, а также за переоборудование в диагностическом центре (СТО), не соответствующее документам по переоборудованию | |||
23.3. Вернуть функции надзора за соответствием проведенного переоборудования в ГУПМ | |||
24 | Усилить государственный контроль за качеством проведения технического осмотра транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров по регулярным маршрутам, независимо от форм собственности. Определить норму периодичности проведения технического осмотра | 30 сентября 2017 года | МЭ (в части ответственности аккредитованных СТО), МТД, МВД |
25 | Обязать государственные органы проводить технический осмотр транспортных средств, находящихся на балансе ведомств, в соответствующих диагностических аккредитованных центрах. При невозможности прохождения в них обязать проходить технический осмотр в Государственном предприятии «Центр технического назначения» | 30 сентября 2017 года | МВД |
3.2. Ужесточение наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения | |||
26 | Создать межведомственную рабочую группу по инициированию проекта НПА, предусматривающего изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, в части ужесточения санкций за нарушение ПДД водителями, а также расширения мер административного воздействия к нарушителям ПДД, в том числе путем значительного увеличения штрафов и сроков лишения водительских удостоверений, в зависимости от серьезности и опасности нарушений, административного ареста, лишения прав управления транспортным средством временно, а при систематических грубых нарушениях – пожизненно, с конфискацией транспортного средства (совершение ДТП, управление в состоянии алкогольного и наркотического опьянения) | 30 января 2018 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию) МЮ |
27 | Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, в части ужесточения санкций за нарушение ПДД водителями (превышение скоростного режима движения, выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.), а также в отношении руководителей автотранспортных предприятий независимо от форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки, перевозку грузов, опасных и взрывчатых веществ, в т.ч. выпуск на линию транспортных средств, не соответствующих техническим требованиям | 30 января 2018 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию), МЮ |
28 | Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменения в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, в части ужесточения ответственности за совершение ДТП в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, оставление места совершения ДТП, предусмотренного статьей 281 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, в том числе перевод в категорию преступлений публичного обвинения | 30 января 2018 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию), МЮ |
29 | Инициировать проект НПА, предусматривающий уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения в случае, если лицо ранее привлекалось к аналогичному административному наказанию | 30 января 2018 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию) |
30 | Инициировать проект НПА, предусматривающий исключение альтернативной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и применение наказания в виде лишения прав управления транспортным средством на установленный законодательством срок. Осуществлять допуск к управлению транспортным средством по истечению срока лишения прав управления транспортным средством и после повторного обучения в автошколе | 30 января 2018 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию) |
31 | Инициировать проект НПА, предусматривающий установку на заднем стекле автомобиля опознавательного знака «Начинающий водитель» установленного образца (в виде квадрата желтого цвета с изображением восклицательного знака черного цвета), для водителей, стаж вождения которых составляет менее двух лет, с определением ответственности за отсутствие данного опознавательного знака | 30 декабря 2017 года | МВД, ГРС |
32 | Подготовка статистических данных о количестве рассмотренных административных и уголовных делах по ДТП | 25 февраля 2018 года, далее — за I полугодие, до 25 августа текущего года, за II полугодие — до 25 февраля следующего года | Генпрокуратура (по согласованию), Совет по отбору судей (по согласованию), Верховный суд (по согласованию) |
33 | Инициировать проект НПА, предусматривающий ужесточение ответственности водителей легкового транспортного средства за неиспользование ремней безопасности пассажирами | 30 декабря 2017 года | МВД |
34 | Инициировать проект НПА, предусматривающий разработку действенного механизма привлечения к ответственности пешеходов и велосипедистов за нарушение ПДД | 30 декабря 2017 года | МВД |
35 | Инициировать проект НПА, предусматривающий ужесточение ответственности лиц, допустивших несовершеннолетних к управлению транспортным средством, вплоть до лишения права на управление автомобилем и привлечения к уголовной и материальной ответственности с возмещением ущерба в случае совершения ДТП | 30 декабря 2017 года | МВД |
36 | Инициировать проект НПА, предусматривающий переквалификацию правонарушения за организацию и участие автомобилистов в уличных гонках (стритрейсинг) с административного правонарушения в уголовное преследование по статье 234 («Хулиганство») Уголовного кодекса Кыргызской Республики | 30 декабря 2017 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию) |
37 | Инициировать внесение изменения в НПА, обязывающего ГУПМ организовывать принудительную эвакуацию транспортных средств при обнаружении оставленных в течение длительного времени («бесхозных») машин в местах общего пользования | 30 декабря 2017 года | МВД |
38 | С целью введения ответственности за неоднократность и повторность совершения правонарушений в сфере дорожного движения внедрить систему штрафных баллов за нарушения ПДД в рамках внедрения проекта «Таза Коом» | 30 декабря 2017 года | МВД |
39 | Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, в части разработки дифференцированного механизма принятия мер в отношении водителей транспортных средств, систематически нарушающих ПДД (более 3 раз в течение 1 календарного года), с проверкой знаний ПДД, а в случае необходимости — введение дополнительного курса обучения в автошколе по установленной программе | 30 декабря 2017 года | МВД, ГРС, МОН |
40 | В целях предупреждения совершения ДТП с участием пассажирского транспорта предусмотреть проведение совместных межведомственных рейдовых проверок соблюдения требований БДД совместно с представителями Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики, сотрудниками ГУПМ с привлечением СМИ | 30 сентября 2017 года, далее — ежемесячно | МВД, МТД, КТРК (по согласованию), ЭЛТР, ОМСУ (по согласованию) |
41 | 41.1. Разработать проект НПА, регламентирующий положения о том, что с лиц, находящихся на автомобильной дороге с целью попрошайничества, взыскивается административный штраф. При повторном задержании – применяется уголовное наказание | 30 декабря 2017 года | МВД, Генпрокуратура (по согласованию) |
41.2. Органам внутренних дел совместно с органами местного самоуправления исключить нахождение на автомобильных дорогах и улицах лиц, занимающихся попрошайничеством и представляющих угрозу БДД | 30 сентября 2017 года | МВД, ОМСУ (по согласованию), ГСМ | |
41.3. При выявлении лиц без гражданства, занимающихся попрошайничеством на дорогах и улицах, в установленном порядке обеспечить их депортацию из Кыргызской Республики, с включением в категорию лиц, которым запрещен въезд на территорию Кыргызской Республики | 30 сентября 2017 года | МВД, ОМСУ (по согласованию), ГСМ | |
3.3. Повышение безопасности детей | |||
42 | 42.1. Разработать проект НПА, регламентирующий обязательное применение светоотражающих приспособлений несовершеннолетними (на школьной форме, портфелях) с наложением административных санкций на родителей, при отсутствии таких приспособлений | 30 декабря 2017 года | МОН, МВД |
42.2. До начала учебного года Министерству образования и науки Кыргызской Республики издать приказ для всех школ, независимо от форм собственности, о правилах применения светоотражающих приспособлений несовершеннолетними (деталей на одежде или портфелях), который будет действовать до принятия вышеуказанного нормативного правового акта. Провести информационную кампанию среди населения с целью разъяснения целесообразности внедрения данного мероприятия | 30 августа 2017 года | МОН | |
43 | Инициировать проект НПА, предусматривающий введение соответствующей нормы в законодательство Кыргызской Республики об обязательности детских автомобильных кресел при перевозке детей в возрасте до 7 лет. Ввести обязательное использование детских удерживающих устройств при перевозке детей в возрасте от 7 до 12 лет. Предусмотреть административную ответственность водителей (родителей) за перевозку детей без использования кресел и удерживающих устройств | 30 декабря 2017 года | МВД, МЮ |
44 | 44.1. Усилить контроль и повысить эффективность выполнения программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и программы «Правила дорожного движения» в школах с 1 по 11 классы как в учебное, так и во внеурочное время, в рамках имеющейся сетки часов: с 1 по 5 классы — «ОБЖ» по одному часу в неделю, с 1 по 7 классы — 10-часовая программа по Правилам дорожного движения, вопросы «ОБЖ» в старших классах интегрировать в учебные предметы. В каждом ДТП с участием ребенка, где виновником ДТП не является водитель транспортного средства, проводить на уровне Министерства образования и науки Кыргызской Республики отдельное служебное расследование по качеству внедрения программ «ОБЖ» и «Правила дорожного движения» |
30 сентября 2017 года | МОН |
44.2. Министерству образования и науки Кыргызской Республики совместно с ГУПМ разработать методическое пособие для общеобразовательных учреждений | 30 сентября 2017 года | МОН, МВД | |
44.3. Повысить эффективность повышения квалификации учителей на базе Кыргызской академии образования с привлечением сотрудников ГУПМ и преподавателей вузов | 30 сентября 2017 года | МОН, МВД | |
44.4. Во всех общеобразовательных организациях организовать «уголок безопасности дорожного движения» и проведение иных мероприятий в целях повышения знаний школьников по ПДД | 30 сентября 2017 года | МОН, МВД | |
45 | Разработать механизмы привлечения добровольных дружин для обеспечения безопасности школьников при переходе улиц вблизи школ (волонтеры, студенты, курсанты автошкол, сотрудники служб безопасности в школах) совместно с ГУПМ (до начала уроков, в конце уроков и между сменами) | 30 декабря 2017 года | МОН, ГАМФКС, МВД |
3.4. В сфере подготовки и сдачи экзаменов | |||
46 | Установить возрастной ценз для первичного получения водительского удостоверения категорий «А», «А1», «B», «B1» лицами в возрасте до 18 лет | 31 декабря 2017 года | ГРС, МЮ |
47 | В целях усиления государственных контрольных функций в части улучшения качества обучения в автошколах разработать график межведомственной проверки автошкол (каждые полгода) и далее — на постоянной основе и придерживаться его исполнения. По результатам проверок при выявлении автошкол с некачественным обучением обеспечить передачу информации в судебные органы для последующего аннулирования лицензий | 30 сентября 2017 года | МОН, МВД, ГРС |
48 | Пересмотреть программы обучения и переподготовки водителей автотранспортных средств в части увеличения количества часов по ПДД. В программу обучения водительского состава внести следующие изменения. За счет сокращения количества часов, направленных на изучение материальной части транспортных средств, увеличить количество часов обучения практическому вождению автомобиля. В рамках учебной программы в автошколах в качестве одного из инструментов включить обязательный просмотр видеороликов о создании аварийных ситуаций при нарушении ПДД по каждой теме занятия |
30 сентября 2017 года | МОН, ГРС, МВД |
49 | В целях повышения качества обучения практическим навыкам вождения транспортного средства и исключения обучения только теоретическим навыкам обязать автошколы включать расходы на оплату практического обучения в общую стоимость обучения | 30 сентября 2017 года | МОН |
50 | В целях ужесточения лицензионных требований к автошколам в части качественного и эффективного обучения в автошколах необходимо: | ||
50.1. Внести соответствующие изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 31 мая 2001 года № 260 | 30 сентября 2017 года | МОН | |
50.2. Усилить меры в отношении автошкол, нарушивших требования норм лицензирования, в части ужесточения наказания при выявлении фактов нарушений | 30 ноября 2017 года | МОН | |
50.3. Инициировать внесение изменения в Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе» в части исключения коллизий, не позволяющих проведение лицензионного контроля | 30 января 2018 года | МЭ | |
50.4. Разработать аналог Общереспубликанского тестирования для автошкол, предусматривающий отзыв и лишение лицензий в случае большого количества лиц, не прошедших тестирование | 30 ноября 2017 года | МОН, ГРС | |
51 | Обеспечить общественный контроль за выдачей водительских удостоверений путем онлайн-трансляции процедуры теоретических экзаменов, с последующим размещением результатов экзамена на официальном сайте Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики | 30 сентября 2017 года | ГРС |
52 | Разработать механизм установления взаимосвязи между совершением ДТП и качеством обучения в автошколах: | ||
52.1. Создать и поддерживать на постоянной основе базу данных водительского состава, с указанием автошкол, в которых обучались курсанты: — на основе анализа ДТП, совершенных водителями с водительским стажем до 3 лет, производить регистрацию данных, в какой учебной организации (предприятии) проходил обучение водитель; — при регистрации ДТП выявлять, выпускником какой автошколы являлся виновник ДТП, вести сбор данных и на ежемесячной основе направлять лицензиару качественный и количественный анализ ДТП |
30 сентября 2017 года, далее — постоянно | ГРС, МВД, МОН | |
52.2. Министерству образования и науки Кыргызской Республики размещать на официальном сайте данную информацию. В случае превышения показателя применять к данной автошколе меры воздействия — аннулирование лицензии. При выявлении факта о том, что более 60% выпускников автошколы совершают ДТП в первый-второй-третий год вождения, лицензия аннулируется и в последующем не выдается | 30 сентября 2017 года, далее — постоянно | МОН, ГРС, МВД | |
3.5. Коммерческие пассажирские перевозки | |||
53 | За невыполнение лицензионных требований, предъявляемых к пассажирскому транспорту, обеспечить аннулирование лицензий. Разработать механизм лицензионного контроля пассажирского транспорта и применять его на постоянной основе | 30 января 2018 года | МТД, МЭ |
54 | Внести изменение в соответствующий НПА, предусматривающий наличие инженеров по вопросам БДД в организациях, занимающихся пассажирскими перевозками | 30 января 2018 года | МТД |
55 | Инициировать проект НПА, предусматривающий внесение изменений в законы Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении» в части допуска к перевозкам пассажиров транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, лиц, имеющих водительское удостоверение соответствующей категории и непрерывный водительский стаж не менее 5 лет, при перевозке легковыми такси – не менее 3 лет |
30 января 2018 года | МТД, МЭ |
56 | 56.1. Инициировать проект НПА, предусматривающий обязательное проведение перевозчиком инструктажа по БДД | 30 января 2018 года | МЭ, МТД |
56.2. Проверять знания законодательства в области БДД при проведении экзамена для получения перевозчиком лицензии на пассажирские перевозки | |||
57 | Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающее приостановление действия лицензий и (или) разрешения перевозчиков за совершение ДТП с человеческими жертвами, ранениями и иными тяжкими последствиями | 30 января 2018 года | МЭ, МТД, МВД |
58 | Устранить противоречия и пробелы в законодательстве Кыргызской Республики: | 30 января 2018 года | МТД, МЭ, МЮ |
58.1. Инициировать внесение изменения в НПА, разграничивающего ответственность перевозчиков-юридических лиц, перевозчиков-водителей и собственников автотранспортных средств | |||
58.2. Инициировать внесение изменения в Закон Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» в части устранения противоречий с Гражданским кодексом Кыргызской Республики по заключению договоров доверительного управления с владельцами автомототранспортных средств, используемых для пассажирских перевозок | |||
59 | Размещать на сайте лицензиара полную информацию о лице, получившем лицензию, с исчерпывающим перечнем документов о лицензионных требованиях к пассажирским перевозкам и перевозке опасных грузов. Разместить в салонах пассажирского автотранспорта информацию с контактными данными лицензиара для рассмотрения жалоб и предложений граждан |
30 сентября 2017 года, далее — постоянно | МТД, МЭ, ОМСУ (по согласованию) |
60 | Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего отказ в выдаче лицензии на пассажирские перевозки лицам, имеющим судимость за совершение ДТП, повлекших смерть или ранение людей | 30 января 2018 года | МТД, МЭ, МВД |
61 | Внести изменения в правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Кыргызской Республике» от 23 сентября 2013 года № 519, в части расторжения контрактов на обслуживание автобусных маршрутов в отношении перевозчиков, водители которых совершили ДТП, повлекшие одну и более смертей, либо три и более участников ДТП, получивших ранения различной степени тяжести, при установлении виновности водителя следственными органами или решением суда | 30 января 2018 года | МТД, ОМСУ (по согласованию) |
62 | Провести обследование пассажирских перевозчиков на предмет обеспечения безопасности перевозок граждан и в случае несоответствия не допускать к перевозкам до устранения недостатков (наличие поручней, ремней безопасностей, сидений, проверка плотности закрытия дверей) | 30 сентября 2017 года, далее — постоянно | МТД, МВД, ОМСУ (по согласованию) |
63 | Пересмотреть перечень грубых нарушений в сфере пассажирских перевозок, являющихся основанием для приостановления действия и аннулирования лицензии, и внести изменения в соответствующий НПА | 30 января 2018 года | МТД, МЭ |
64 | Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего лицензирование деятельности по перевозке пассажиров легковым видом автотранспорта в качестве услуг такси, с предварительными условиями обязательного прохождения обучения, подготовки, переподготовки и сдачи квалификационных экзаменов, в целях принуждения водителей такси к выполнению требований законодательства в сфере соблюдения БДД и осуществления государственного регулирования перевозочного процесса в целом. В соответствующем НПА предусмотреть: — требования к транспортным средствам, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; — требования к водителям легковых такси, в том числе к наличию непрерывного водительского стажа – не менее трех лет |
30 января 2018 года | МТД, МЭ |
65 | Инициировать внесение изменения в Закон Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», предусматривающие запрет использования автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса для коммерческих перевозок пассажиров легковыми такси международного, междугородного и пригородного сообщений |
30 января 2018 года | МТД, МЭ, МВД |
66 | Обязать руководителей предприятий (организаций) автоперевозчиков, независимо от форм собственности, оборудовать транспортные средства видеорегистраторами, GPS-навигаторами для осуществления контроля за соблюдением водителем режима работы и движением по маршруту. Разработать механизм направления сведений, зафиксированных вышеуказанным оборудованием, в централизованную базу данных |
30 декабря 2017 года | МТД, ОМСУ (по согласованию) |
3.6. Регистрация транспортных средств | |||
67 | В целях снижения количества ДТП, с мест совершения которых водители скрылись, инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего введение Государственной пограничной службой Кыргызской Республики на пограничных контрольно-пропускных пунктах упрощенной временной регистрации транспортных средств, ввозимых с территории ЕАЭС, и ежедневную передачу соответствующей информации в ДРТСиВС и ГУПМ. Разработать альтернативные механизмы реализации до полномасштабного введения Единой системы учета внешней миграции на всех контрольно-пропускных пунктах |
30 января 2018 года | ГПС, ГРС, МВД, ГКНБ |
68 | В целях обеспечения обязательной регистрации транспортных средств в ДРТСиВС: | ||
68.1. Урегулировать финансовое соотношение стоимости регистрации транспортного средства в ДРТСиВС и оформления доверенности в нотариальной конторе таким образом, чтобы гражданам было выгодно (в финансовом плане) зарегистрировать свое транспортное средство, а не оформлять доверенность на право управления транспортным средством |
30 ноября 2017 года | ГРС, МЮ, МЭ, МФ | |
68.2. Разработать механизм льготного порядка перерегистрации транспортного средства (максимально снизив цену за перерегистрацию транспортного средства) в течение определенного времени, по истечении которого будет введена ответственность за управление транспортным средством без регистрации в ДРТСиВС | 30 ноября 2017 года | ГРС | |
69 | Обеспечить одновременную регистрацию доверенности в АИС «Электронный нотариус» и по системе межведомственного взаимодействия в АИС «Регистрация транспорта» (до введения АИС «Электронный нотариус» регламентировать направление сведений/документов в бумажном и электронном вариантах) | 30 декабря 2017 года | МЮ, ГРС |
70 | Провести информационную кампанию среди населения об обязательной перерегистрации транспортных средств при совершении сделки купли-продажи транспортных средств | 30 сентября 2017 года | МВД, ГРС |
71 | Инициировать внесения изменения в НПА в части ужесточения мер административного воздействия в отношении юридических и физических лиц, занимающихся ремонтно-восстановительными работами транспортных средств, нарушающих правила приема на ремонтно-восстановительные работы транспортных средств, имеющих повреждения, характерные для ДТП | 30 декабря 2017 года | МВД |
Блок 4. Дорожная инфраструктура | |||
72 | 72.1. Разработать и утвердить строительные нормы и правила, государственные стандарты по автомобильным дорогам и улицам (с учетом местных условий). При разработке СНиПов учесть политику «Приоритет пешеходам», стандарты для островков безопасности, приподнятых пешеходных переходов и других элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих снижение скорости автомобилей и безопасность пешеходов | 30 сентября 2017 года | ГААСЖКХ, МТД |
72.2. Изучить целесообразность сужения ширины полос движения | |||
72.3. Проверить и при необходимости привести в соответствие дорожные знаки, сигналы и дорожные разметки согласно конвенциям ООН «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированных Кыргызской Республикой |
|||
73 | Разработать проект НПА, регламентирующий внедрение Единой публичной базы данных улично-дорожной сети (с паспортизацией) на всей территории республики. Приступить к поэтапной паспортизации улично-дорожной сети (с указанием дорожных разметок, дорожных знаков и др.) на всей территории республики (I этап – до 1 июня 2018 года, II этап – до 1 июня 2019 года, III этап – до 1 июня 2020 года, IV этап – до 1 июня 2021 года, V этап – до 1 июня 2022 года) |
30 декабря 2017 года | МТД, ОМСУ (по согласованию), МВД |
74 | Провести обследование улично-дорожной сети и технических средств регулирования дорожного движения на территории населенных пунктов. Особое внимание обратить на приведение в соответствие высоты/провалов люков, искусственных преград для снижения скорости («лежачих полицейских») и др. По результатам выдавать предписания по устранению недостатков и применять меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц соответствующих структур за выявленные несоответствия. Разработать график обследования (каждые 6 месяцев) |
30 сентября 2017 года | МВД, МТД, ОМСУ (по согласованию) |
75 | 75.1. Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего возложение административной и дисциплинарной ответственности на должностных лиц дорожно-коммунальных органов за ДТП по причине неудовлетворительного состояния уличной дорожной сети | 30 декабря 2017 года | МВД, МТД, ОМСУ (по согласованию) |
75.2. Инициировать проект НПА, предусматривающий проведение обязательного независимого аудита соблюдения правил БДД на стадии предварительного проектирования, рабочего проектирования, приема на баланс и после открытия автомобильной дороги для движения | 30 декабря 2017 года | ГААСЖКХ, МТД | |
75.3. Разработать регламент работы межведомственной комиссии по приему в эксплуатацию автомобильных дорог, а также порядок приема в эксплуатацию автомобильных дорог, с обязательным участием представителей общественных организаций, СМИ | 30 сентября 2017 года | МТД | |
75.4. В целях обеспечения БДД создать рабочую группу с привлечением представителей научных институтов и специалистов по изучению зарубежного опыта | 30 сентября 2017 года | МВД, МТД, ГААСЖКХ, МОН | |
76 | 76.1. Разработать прозрачную систему установления светофоров и дорожных знаков, предусматривающую привлечение к обсуждению представителей гражданского общества, с выставлением проектов титульных списков на интернет-сайтах органов местного самоуправления, финансирующих установление знаков | 30 сентября 2017 года | ОМСУ (по согласованию), МВД, МТД |
76.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания муниципального предприятия в сфере светофорного хозяйства мэрии г. Бишкек | 30 сентября 2017 года | Мэрия г. Бишкек (по согласованию), МВД. | |
76.3. Разграничить ответственность по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки между органами местного самоуправления и Министерством внутренних дел Кыргызской Республики | 30 сентября 2017 года | ОМСУ (по согласованию), МВД | |
77 | 77.1. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог первой и второй категорий (при наличии 4 полос) в проекты в обязательном порядке включать требования об установлении разделительных ограждений | 30 сентября 2017 года | ГААСЖКХ, МТД |
77.2. В приоритетном порядке установить на трассах Бишкек – Нарын — Торугарт, Иссык-Кульское кольцо, Бишкек — Ош и альтернативной дороге Север — Юг разделительные барьерные ограждения по осевой линии, в тех местах, где позволяют нормативы | 30 октября 2017 года | МТД, МВД | |
77.3. При проектировании автомобильных дорог предусмотреть места безопасного перехода скота путем определения мест и времени перехода, установки соответствующих знаков и искусственного освещения | 30 октября 2017 года | МТД, МВД, ОМСУ (по согласованию) | |
78 | Утвердить порядок установки знаков ограничения скорости на основе анализа аварийно опасных участков дорог и лучших мировых практик | 30 сентября 2017 года | МВД, МТД |
79 | Утвердить стандарты по нанесению дорожных разметок и использованию качественных материалов, с повышением гарантийных требований и сроков эксплуатации | 30 сентября 2017 года | МТД, МВД |
80 | 80.1. Инициировать внесение изменения в НПА в части скоростного режима: скорость движения в населенных пунктах сократить с 60 км/ч до 50 км/ч, в районах школ — до 30 км/ч | 30 декабря 2017 года | МВД |
80.2. Установить стандартизированные искусственные неровности для принудительного снижения скорости транспортных средств на улицах и дорогах, расположенных вблизи общеобразовательных учебных заведений и дошкольных учреждений | 30 сентября 2017 года | ОМСУ (по согласованию), МОН, МВД | |
80.3. Разработать обязательную норму по установлению искусственной неровности, с учетом расположения общеобразовательных учреждений вдоль автомобильных дорог и улиц | 30 сентября 2017 года | МТД, МВД, МФ | |
80.4. Обеспечить установку придорожных ограждений в населенных пунктах по согласованию с ГУПМ в местах расположения школьных и дошкольных учреждений и других аварийно опасных местах | 30 сентября 2018 года | ОМСУ (по согласованию), МТД, МВД | |
81 | В крупных населенных пунктах подготовить планы (программы), направленные на поэтапную замену пассажирского автопарка: микроавтобусов на транспортные средства повышенной вместимости (автобусы и троллейбусы), что значительно снизит транспортный поток, риски совершения ДТП | 30 декабря 2017 года | ОМСУ (по согласованию) |
82 | Разгрузить центральную часть г. Бишкек путем разрешения движения только легкового транспорта и общественного муниципального транспорта по квадрату, ограниченному пр. Чуй — ул. Ибраимова — ул. Боконбаева — пр. Молодая Гвардия |
30 сентября 2017 года | Мэрия г. Бишкек |
83 | В г. Бишкек рассмотреть целесообразность внедрения реверсивного движения по ул. Байтик Баатыра и пр. Манаса в часы пик, с учетом интенсивности дорожного движения | 30 сентября 2017 года | Мэрия г. Бишкек, МВД |
84 | Обустроить улично-дорожную сеть населенных пунктов искусственным освещением, тротуарами, пешеходными дорожками | 30 декабря 2017 года | ОМСУ (по согласованию), МТД |
85 | В целях сокращения заторов и обеспечения безопасности движения общественного транспорта в крупных городах, прежде всего в городах Бишкек и Ош, обустроить остановки, с их выводом от основной проезжей части (путем предусмотрения «карманов») | 30 декабря 2018 года | ОМСУ (по согласованию), МТД, ГААСЖКХ |
86 | В обязательном порядке обеспечить в крупных городах строительство надземных (подземных) пешеходных переходов в местах повышенной интенсивности пешеходных потоков | 28 февраля 2018 года | ОМСУ (по согласованию), МТД |
87 | Провести анализ ДТП на автомобильных дорогах республики и в местах, наиболее подверженных риску ДТП, установить шумовые полосы для снижения риска засыпания водителей | 30 декабря 2017 года | МТД, ОМСУ (по согласованию) |
88 | В целях улучшения ориентирования водителей предусматривать при проектировании и реконструкции дорог вместо бетонных опор освещения (вдоль дорог) металлические и другие конструкции | 30 ноября 2017 года | ОМСУ (по согласованию), МТД, МВД |
Блок 5. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения | |||
89 | Включить в учебную программу по подготовке водителей в автошколах пункт о том, что к проведению 16-часового курса по оказанию доврачебной помощи должны привлекаться исключительно сертифицированные по оказанию первичной медицинской помощи врачи | 30 сентября 2017 года | МОН, МЗ, автошколы (по согласованию) |
90 | 90.1. На основе анализа ДТП увеличить количество пунктов единой неотложной скорой помощи на автомобильных дорогах международного и государственного значения, с сотрудниками скорой помощи, ГУПМ, Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики | 30 сентября 2017 года | МЗ, МВД, МЧС, ОМСУ (по согласованию) |
90.2. Увеличить количество подстанций и машин скорой помощи | 30 сентября 2017 года | МЗ | |
90.3. Разработать нормативы времени прибытия неотложной помощи до места ДТП, с учетом местности | 30 сентября 2017 года | МЗ, МЧС, МВД | |
90.4. Разработать механизм доставки тел погибших с места ДТП специализированными транспортными средствами | 30 сентября 2017 года | МЧС, МЗ, МВД | |
91 | Инициировать внесение изменения в НПА, предусматривающего проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств медицинскими работниками среднего звена, с получением лицензии на право проведения данных осмотров, независимо от форм собственности | 30 декабря 2017 года | МЗ |
92 | 92.1. Разработать проект НПА, предусматривающий применение сотрудниками ГУПМ алкотестеров на предмет определения степени опьянения водителей, с выдачей протоколов о наличии или отсутствии алкоголя | 30 декабря 2017 года | МВД, МЗ |
92.2. Обеспечить сотрудников ГУПМ и медицинских работников необходимым оборудованием для количественного и качественного определения психоактивных веществ в биологических средах организма (алкотестеры, газовые хроматографы и др.) при проведении медицинских осмотров водителей | 30 декабря 2017 года | МЗ, МВД | |
93 | Возложить функцию проведения медицинских осмотров для получения водительского удостоверения исключительно на государственные медицинские учреждения Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Пересмотреть содержание и форму бланка 083 в целях актуализации. Установить, что медицинская справка по форме 083 является документом строгой отчетности. Разработать порядок их учета, выдачи и хранения. Повысить персональную ответственность исполнителей и руководителей медицинских учреждений за нарушение порядка проведения медицинского осмотра водителей | 30 сентября 2017 года | МЗ |
94 | Разработать следующие НПА:
— Порядок проведения обязательного медицинского осмотра водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств); — Порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами; — Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений; — Правила прохождения обязательного психиатрического медицинского осмотра (освидетельствования) водителями транспортных средств; — Правила прохождения обязательного наркологического медицинского осмотра (освидетельствования) водителями транспортных средств |
30 декабря 2017 года | МЗ |
Блок 6. Проведение информационных кампаний и повышение информированности населения | |||
95 | Создать официальный сайт уполномоченного государственного органа в сфере обеспечения БДД, с возможностью освещения информации о ДТП. Обновлять сайт на ежедневной основе. Размещать на сайте информацию о мерах, принимаемых для устранения причин и условий, способствующих совершению ДТП.
Разместить на сайте интерактивную карту с электронным учетом ДТП, с ежедневным обновлением информации о месте совершения ДТП, количестве погибших и пострадавших лиц |
30 сентября 2017 года | МВД |
96 | Изучить возможность внедрения механизма направления сообщений в режиме онлайн или через мобильное приложение о правонарушениях со стороны водителей, сотрудников милиции, а также перечисления определенного процента от штрафа на личный банковский счет лица, сообщившего о правонарушении. Обеспечить полную прозрачность и возможность использования фото- и видеоматериалов для общественности и СМИ (в рамках программы «Таза Коом»).
Разработать механизмы оповещения муниципальными службами о нарушениях ПДД (например, правил парковки и т.д.) путем организации их фото- и видеофиксации |
30 декабря 2017 года | МВД, ГКИТС |
97 | В сотрудничестве с общественностью и СМИ создавать и распространять социальные ролики и другие демонстрационные проекты, предостерегающие водителей и пешеходов от опасностей ДТП, а также о недопустимости вождения в нетрезвом состоянии | 30 сентября 2017 года, далее — постоянно | МВД, МКИТ |
98 | 98.1. Обеспечить производство и трансляцию в телевизионном эфире регулярного цикла передач, в том числе детских, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма, повышение правового сознания и формирование законопослушного поведения участников дорожного движения | 30 сентября 2017 года, далее — постоянно | МКИТ, МВД, КТРК (по согласованию), ЭЛТР, ТРК «Пирамида» (по согласованию), МВД |
98.2. Организовать показ по телевидению социальных роликов по ДТП в прайм-тайм | |||
99 | Изготовление и размещение социальной рекламы по вопросам БДД | 30 декабря 2017 года | МВД, МКИТ, ОМСУ (по согласованию) |
100 | В целях повышения оперативного реагирования и своевременного устранения дефектов на дорогах международного значения, повышения ответственности дорожных органов за информирование пользователей дорог рассмотреть возможность использования мобильного приложения «Жолдор.kg» | 30 сентября 2017 года | МТД |
101 | Выработать механизм участия молодежи (в т.ч. волонтеров) в работе по обеспечению БДД, привлечения их к разработке пропагандистских мероприятий и социальной рекламы путем проведения семинаров и конкурсов, творческих работ, а также к организации и проведению специализированных акций в этой сфере | 30 сентября 2017 года | МОН, МВД, ГАМФКС, МКИТ |
102 | Периодически организовывать и проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение детского дорожно-транспортного травматизма: «Внимание дети!», «Автобус», «Безопасная дорога», «Юный пешеход», «Сохраним жизнь юных пассажиров», «Дети – наше будущее!» и др. | 30 сентября 2017 года | МОН, МВД, МКИТ, МОН |
Дополнительные меры, направленные на реализацию комплекса мер по реформе системы дорожной безопасности Кыргызской Республики | |||
103 | В целях обеспечения финансово-организационного процесса реализации комплекса мер провести необходимые экономические расчеты | 30 сентября 2017 года | МФ, МВД, МЭ, ОМСУ (по согласованию), ГАМФКС, МЗ, МОН, ГКИТС, МКИТ |
Перечень сокращенных наименований:
МВД – Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
МФ – Министерство финансов Кыргызской Республики
МЭ – Министерство экономики Кыргызской Республики
МОН – Министерство образования и науки Кыргызской Республики
МТД – Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
МКИТ – Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики
МЗ – Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
МЮ – Министерство юстиции Кыргызской Республики
ГКНБ – Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики
ГКИТС – Государственный комитет информационных технологий и связи при Правительстве Кыргызской Республики
ГАМСУМО – Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики
ГААСЖКХ – Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
ГАМФКС – Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики
ГРС — Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики
Госфиннадзор – Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики
ГСБЭП – Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики
ГКС – Государственная кадровая служба Кыргызской Республики
ГПС – Государственная пограничная служба Кыргызской Республики
ГНС – Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики
ГСЭС – Государственная судебно-экспертная служба при Правительстве Кыргызской Республики
ГСМ – Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики
Верховный суд – Верховный суд Кыргызской Республики
Генпрокуратура – Генеральная прокуратура Кыргызской Республики
ОМСУ – органы местного самоуправления
ГП «Кыргыз почтасы» – Государственное предприятие «Кыргыз почтасы»
ГУПМ – Главное управление патрульной милиции Министерства внутренних дел Кыргызской Республики
ДРТСиВС – Департамент регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики
ПДД – Правила дорожного движения
АСУДД – Автоматизированная система управления дорожным движением
ДТП – дорожно-транспортное происшествие
НПА – нормативный правовой акт
СМИ – средства массовой информации
СЦИУ – Специализированный центр информационных услуг
СТО – станция технического обслуживания
ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности
БДД – безопасность дорожного движения
ЕАЭС – Евразийский экономический союз
АИС – автоматизированная информационная система
СНиП – Строительные нормы и правила