Необычные дороги мира 

Мы и автомобиль

Развитие дорожной инфраструктуры является одной из приоритетных задач в любой стране. Сегодня большинство ведущих стран вкладывают огромные средства в качественные, безопасные и долговечные дороги, ведь наличие хороших трасс имеет прямое воздействие на экономику. Из чего только не пытались люди строить дороги…

Тихие резиновые дороги 

Эксперименты по созданию дорожного покрытия из резины проводились давно. Первой попробовала этот материал Великобритания, когда на мостовую сверху постелили резину, чтобы снизить уровень шума. Такая практика не прижилась, хотя идея была весьма эффективной.

Спустя столетие о резиновых дорогах вспомнили поляки. В 2015 году производители асфальта придумали способ изготовления битума с добавлением резины.

Так, при выработке битума, материала для строительства верхних слоев дорожного покрытия, строители стали добавлять резиновую крошку, полученную при переработке автомобильных шин.

Это отличный способ утилизации испорченных изделий. Шины разбирают, измельчают и в жидком состоянии добавляют к битуму. Так получается резинотехническое битумное вяжущее вещество для строительства дорог. Для выработки смеси на один километр дороги нужно всего-то 400-1200 использованных шин.

У этого метода есть несколько очевидных преимуществ. Во-первых, это экологически полезно: при переработке резину не сжигают, не вредят природе, а перерабатывают с минимальным количеством отходов. Во-вторых, этот компонент придает смеси вязкости, поэтому покрытие становится устойчивым к растрескиванию, старению, а также к низким температурам.

В результате это повышает срок эксплуатации дорог и существенно экономит средства на их содержание и ремонт. Добавление 15% крошки в состав асфальта увеличивает долговечность покрытия на 15-20 лет!

Кроме того, добавленная к асфальту резина уменьшает шум от движения автомобилей на 3-6 децибел по сравнению с традиционными дорогами. Это делает более комфортным проживание людей в населенных пунктах, расположенных вдоль трасс.

Кстати, поляки уже построили более 200 км подобных тихих дорог.

Пластиковые дороги 

Голландия пошла существенно дальше и планирует использовать в дорожном строительстве отходы пластика. Инновационный концепт Plastic Road предложила компания Volker Wessels. Она предлагает строить сплошные блоки с отверстиями для коммуникаций, которые затем будут заключать в подготовленные траншеи как конструктор.

В результате это позволит полностью отказаться от слоисто-насыпного метода строительства и существенно облегчит последующий ремонт и эксплуатацию дорог.

Производить плиты будут из переработанного пластикового мусора, взятого с обычных мусорных свалок.

Разработчики обещают, что пластиковые дороги будут более выносливыми, чем обычные. Они смогут выдерживать температуру от -40ºС до +80ºС. Их можно устанавливать на любом типе почвы.

Также пластиковые трассы будут менее чувствительными к коррозии и повреждениям, а срок их службы в три раза больше, чем у обычных асфальтированных дорог!

Детальной технологии строительства таких дорог в свободном доступе еще нет, однако компания обещает в ближайшее время начать реализовывать этот проект в Роттердаме. Если эксперимент окажется успешным, технология получит одобрение.

Бетонные автодороги 

Американские хайвеи – прекрасный пример долговечных дорог. В США бетонные пути составляют 60% всех автомагистралей в стране, а в Европе – около 40%.

Кстати, сейчас технология прокладки бетонных дорог настолько популярна, что ее используют для массового строительства во всем мире. Устройство таких дорог не самое простое, но большие затраты окупаются благодаря долговечности этих путей.

Процесс строительства выглядит так. Сначала копают метровую траншею, куда вкладывают подушку из гравия, песка или глины, чтобы почва не расползалась. Затем устанавливают коммуникации. Каждый уложенный слой тщательно поливают водой и известковым раствором. После этого бульдозеры перепахивают уложенный слой, который позже снова утрамбовывают. Так удается предотвратить проседание дороги из-за водяных испарений.

Затем дорожники кладут два слоя асфальта шириной 5-7 см каждый, и только после этого укладывается стальная арматура, которую заливают 30-сантиметровым слоем бетона от одного термического шва к другому, поскольку бетон должен быть монолитным.

Через 28 дней дорога получает полную прочность.

Несмотря на сложность технологии, такая трасса имеет ряд преимуществ: долговечность, устойчивость к температурам, влаге. Кроме того, эксплуатация дорог проста, а ремонт стоит дешевле аналогов. В зависимости от качества бетона и вариаций вложения дороги могут служить до 40 лет без капитального ремонта. Опыт строительства бетонных дорог принимают Китай, Япония, Австралия, а также некоторые прогрессивные страны Европы.

«Солнечные» дороги

Французы решили совместить приятное с полезным и разработали проект строительства автобанов из солнечных батарей. К 2021 году фотоэлектрическими панелями будет покрыта 1 000 км дорог Франции.

Технология максимально проста и эффективна. Дороги будут строить из панелей Wattway. Они имеют укрепленную конструкцию и фотоэлектрические блоки с тонкой пленкой поликристаллического кремния на покрытой смолой подложке. Толщина Wattway составляет всего 7 мм.

Главные преимущества этих панелей – возможность генерирования энергии, большая износостойкость, автоматическая адаптация к изменению температур. Такая дорога не деформируется даже при весе автомобиля в 115 тонн.

Проект «солнечных» дорог обеспечит энергией 5 миллионов человек или 8% населения Франции. По расчетам авторов, всего лишь 20 квадратных метров покрытия смогут обеспечивать электричеством одну семью.

Музыкальные дороги 

Музыкальная, или «поющая» дорога представляет собой шоссе с покрытием, которое передает тактильные и звуковые вибрации через шум колес и кузов автомобиля таким образом, что человек слышит музыкальные мелодии. Такие дороги сделаны лишь в четырех странах: в Японии, Южной Корее, Дании и США. Недавно начали строительство подобных трасс в Венгрии и в Китае.

«Поющая» дорога представляет собой участок с асфальтовым покрытием, на котором нанесены поперечные бороздки глубиной 3-6 мм и шириной от 8 до 24 мм. Это позволяет при движении автомобиля создавать чередующиеся колебания высоких и низких частот.

Первая музыкальная дорога, известная как Asphaltophone, была создана в Дании в октябре 1995 года по проекту художников Стина Крарупа Дженсена и Джейкоба Фрейд-Магнуса. Дорога представляет собой участок с выступающими отметками, разнесенными на некоторое расстояние друг от друга, чтобы вызывать колебания, когда автомобильные шины движутся по ним.

Материал подготовила А. Сидоренко

Добавить комментарий