Юбиляр: «Кыргыздортранспроекту» 50 лет 

В стране, Новости

Государственный институт по изысканиям и проектированию автомобильных дорог и объектов транспорта «Кыргыздортранспроект» (КДТП) – крупнейший проектный институт дорожно-строительной отрасли нашей страны. Пережив множественные лишения и финансовую нестабильность 1990-х годов, эта организация на протяжении многих лет успешно проектирует дороги Кыргызстана. В этом году проектный институт отмечает круглую дату – 50 лет со дня основания. 

История славных достижений

Основной деятельностью института является предоставление многопрофильных проектных и консультационных услуг по автомобильным дорогам и транспорту, гидротехническим и мелиоративным сооружениям, инфраструктуре, аэродромным сооружениям, разработке долгосрочных прогнозов и государственных программ развития сети автомобильных дорог и транспорта.

Следует отметить, что практически все 34 000 километров автодорог, которые протягиваются тонкими артериями по территориям каждой из областей Кыргызстана, были спроектированы этим институтом. За время существования КДТП его специалисты разработали более 2 100 проектов крупных народнохозяйственных объектов, в том числе более 1 000 проектов автомобильных дорог и более 1 400 проектов мостов и искусственных сооружений. Также были выполнены более 600 проектов промышленных и гражданских сооружений автомобильно-дорожной отрасли – автопарков, автовокзалов, остановок.

По проектам института построены и реконструированы крупные транспортные развязки в Бишкеке на улицах Шабдан Баатыра, Чокана Валиханова, Байтик Баатыра, Ибраимова и проспекте Манаса на пересечении с улицей Льва Толстого, а также ряд крупных мостов через реки по всей стране.

Кроме того, на протяжении 50 лет работы институт принимал активное участие в проектно-изыскательских работах в Узбекистане, Казахстане, России и Китае, а также консультировал другие компании в области строительства автодорог.

Историю организации следует разделить на два периода: до развала Советского Союза и время, когда Кыргызстан обрел суверенитет.

Годы СССР 

При СССР в каждой республике организации союзного значения финансировались напрямую из центра – при должном выделении денег удавалось развивать многие сферы.

После создания института в 1967 году его рабочим пришлось столкнуться с рядом сложностей, ведь Кыргызстан – горная страна, и особенностей при проектировании дорог на такой местности много.

Следует подчеркнуть, что особая сложность в создании дорожной сети определяется рядом факторов: горный рельеф в нашей стране составляет 90% территории, а предгорья и хребты имеют крайне сложное структурно-тектоническое строение. Ситуация ухудшается высокой степенью сейсмичности и резко континентальным климатом. Тем не менее, вплоть до начала 1990-х годов благодаря активной деятельности КДТП шло бурное развитие дорожной инфраструктуры на территории нашей страны.

Пожалуй, благодаря активному и самоотверженному труду коллектива института Верховный Совет и правительство Киргизской ССР высоко оценили его труд: десять сотрудников награждены орденами и медалями, семь – имеют почетные грамоты Верховного Совета Киргизской ССР, а труд 161 работника отмечен медалью «Ветеран труда». В 1982 году главный инженер проекта В. Козлов получил Государственную премию Киргизской ССР за разработку автодороги Бишкек – аэропорт «Манас».

После развала Союза 

После развала Советского Союза большинство предприятий в Кыргызстане обанкротились, их расформировали или приватизировали бывшие руководители. Такая же участь ждала и проектный институт, если бы не его директор – Леван Алибегашвили (ныне заместитель директора института КДТП). Он не только не позволил своим сотрудникам покинуть рабочие места, но и постепенно смог «поднять институт», развить его, обеспечить коллектив финансами и работой.

«После развала Союза институту посчастливилось разрабатывать проект строительства дороги к золоторудному месторождению ЗАО «Кумтор» по ущелью реки Барскоон. В некоторой степени оплата, полученная за работу, помогла КДТП пережить годы финансовой неустойчивости 90-х», — рассказал в интервью начальник отдела КДТП Мелис Сыдыков.

Он подчеркнул, что в тяжелое время некоторых работников «Кыргыздортранспроекта» пришлось все же отправить в отпуска без содержания. Но как только появились деньги, им снова предложили вернуться и продолжить свою трудовую деятельность. В результате золотой фонд института – штат опытных сотрудников – был сохранен.

Постепенно институту удалось закупить необходимые для работы современные технологические и программные средства, благодаря которым сейчас удается оперативно и качественно справляться с поставленными задачами.

Альтернативная дорога Бишкек – Ош 

«Кыргыздортранспроект» сегодня работает над многими проектами, но, пожалуй, наиболее известным и многообещающим является проектирование и строительство альтернативной автомобильной дороги по направлению Бишкек – Ош.

Одна-единственная стратегическая дорога, связывающая север и юг страны, – совсем мало для нашей страны, поэтому в 2012 году Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики взяло под контроль идею строительства альтернативной трассы. Так, институту «Кыргыздортранспроект» было поручено рассмотреть возможные варианты строительства дороги и представить их в министерство.

«На основе топографических карт и данных спутников сотрудники КДТП разработали несколько возможных маршрутов, где удобно и экономически целесообразно может быть проложена альтернативная дорога. После тщательного исследования было выбрано направление: Бишкек — Балыкчи – Кочкор-Ата – Казарман – перевал Кугарт – Джалал-Абад – Ош. Так, согласно проекту, дорожникам теперь необходимо построить 433 километра дороги: произвести новое строительство на 144,3 км и реабилитировать участок автодороги протяженностью 288,7 км», — рассказал Сыдыков.

По его словам, значительную роль в проектировании альтернативной автодороги Бишкек – Ош сыграл совсем молодой специалист института Талай Ашимбеков.

Важно отметить вклад института в развитие нашей страны, ведь наличие дорог позволяет развивать в стране политику и экономику, медицину, науку и культуру. Именно благодаря дорогам люди могут вступать в коммуникации. Не будь самоотверженных тружеников – специалистов института – не было бы в нашей стране такой развитой сети автомобильных дорог.

Редакция печатно-электронного издания «АВТОгид» сердечно поздравляет коллектив института «Кыргыздортранспроект» с юбилеем!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий