Nismo — это Nissan для побед
Жизненный путь Nismo не устелен драматическими событиями и внезапными перипетиями, но холодный расчет и нестандартный подход помогли этому ателье остаться культовым по сей день. И когда в следующий раз вы увидите на дороге Nissan cо скромным шильдиком Nismo, помните, что за ним стоят годы побед и высоких технологий.
У Nismo (название происходит от слов Nissan Motorsport) за спиной нет головокружительной истории – компания появилась путем слияния двух подразделений Nissan, образованных еще в 1960-х годах.
Одно из них — Publication Division 3 — занимало производственные мощности завода Oppama в городе Йокосука и специализировалось на поддержке независимых гоночных команд и разработке гоночных технологий. Там же располагалась дизайнерская школа.
Второе подразделение — Special Car Testing Division — занималось обкаткой гоночных технологий и находилось на заводе Omori, расположенном недалеко от Токио.
Образованное после слияния новое подразделение Nissan Motorsports International Co., Ltd. заняло здание штаб-квартиры Omori и прилегающие территории, потому что это предприятие было более приспособленным к тем задачам, которые собиралась решать компания. Первым президентом Nismo стал Ясухару Намба — раллист команды Datsun.
1984 год. Слияние
Завод Omori стал священным местом для любителей быстрых «Ниссанов» — ходили слухи, что в конце 1990-х и начале 2000-х земля вокруг него дрожала и вибрировала от низкочастотного звучания выпускных систем. Но до этого все было иначе.
Компания Nismo была зарегистрирована в сентябре 1984 года, а уже в октябре того же года началась работа над совершенствованием имеющихся гоночных машин и строительством новых. Благодаря небольшим изменениям, внесенным специалистами Nismo, Nissan Silvia Turbo C (известный как March 83G – шасси автомобиля было изготовлено британцами) в 1985 году стал победителем большинства этапов японских гонок на выносливость. А в японском раллийном первенстве соперникам не давала расслабиться подготовленная Nismo Silvia 240RS.
1985 год. Первые победы
Выпуском компонентов для доработки готовых моделей Nissan подразделение Nismo стало заниматься с февраля 1985 года. Важно понимать, что Nismo – это в первую очередь автоспортивное отделение, а потом уже придворное тюнинг-ателье. Одним из первенцев «гражданского фронта» стал Nissan Skyline GT Turbo, получивший новые детали подвески, а также более удобный трехспицевый руль.
1986 год. Пробы в «24 часах Ле-Мана»
К 1986 году в Nismo успели поработать с Nissan P85V (шасси March с двигателем Nissan) в надежде улучшить результаты в «24 часах Ле-Мана». Увы, в общем зачете автомобиль финишировал лишь 16-ым, но в японских чемпионатах на выносливость он был невероятно успешным.
Кузовной чемпионат JTC практически сразу выиграл 570-сильный Nissan Skyline RS Turbo, завоевав для компании Nissan Кубок конструкторов. Из гражданских проектов отметился доработанный хэтчбек Sunny, который получил новый аэродинамический обвес, спортивные 14-дюймовые диски и жесткую подвеску.
1987 год. Личный шоурум
В сентябре 1987 года при заводе Omori открылся первый шоурум Nismo, где можно было приобрести усовершенствованные автомобили с заводской гарантией. Салон получил название Nismo Paddock. Поздней осенью того же года на Токийском автосалоне дебютировал Nissan Saurus. Легкий спидстер с двухлитровым турбомотором был построен по канонам Колина Чепмена – «ничего лишнего и минимальная масса». В 1989 году на базе концепта Saurus был создан монокубок, но просуществовал он всего лишь один сезон. Адаптацию концепта к трассам, естественно, выполняли инженеры Nismo.
1988 год. Путь на запад
Конец 1980-х годов Nismo посвятил постройке омологированных под японский чемпионат по ралли седанов Nissan Bluebird с приставкой SSS-R. В 1988-ом Nismo создал первое отделение за пределами Японии – Nismo Motorsport Europe, а в 1989 году все изменилось – появился первый Skyline GT-R с легендарным двигателем RB26 DETT.
1990 год. «Годзилла» побеждает
В 1990 году Nissan R90CP занял пятое место в 24-часовой гонке в Ле-Мане, но на фоне автоспортивного дебюта Skyline GT-R от Nismo это достижение кажется малозначительным. Ведь была и победа в своем классе на 24-часовой гонке на Нюрбургринге, и победа в общем зачете на Guia Race of Macau, и чемпионство в общем зачете в австралийском туринге, и первые три места в Группе N в 24 часах Спа… Помимо этого, было еще множество побед в японских чемпионатах.
Победное шествие R32 продолжалось вплоть до 1993 года, за что автомобиль получил прозвище «Годзилла». Стараниями Nismo с 1990 года было выпущено 500 специальных Skyline GT-R для дорог общего пользования и еще 60 машин — под гоночные нужды. Они отличались аэродинамическим обвесом, новой выпускной системой и доработанным салоном.
1994 год. Первый юбилей
Свою десятую годовщину (в 1994 году) компания отметила особой версией Nissan 200SX, которая получила название 270R. Купе с четырехцилиндровым турбомотором (270 л.с. и 345 Нм) выпустили скромным тиражом в 50 экземпляров, поэтому сейчас автомобиль представляет собой большую ценность среди коллекционеров. В этом же году место главы подразделения занял Джиро Адачи.
1995 год. «Дорожная» версия «Годзиллы»
Новый GT-R, который появился в виде серийного автомобиля к 1995 году, дал новую технологическую основу для Nismo. Для гонки в Ле-Мане была подготовлена особая версия GT-R LM – и в 1995 году модель стала пятой в своем классе. Но поскольку регламент требовал наличия серийных автомобилей, было выпущено еще и несколько «дорожных» GT-R LM.
Впечатляющий обвес, салон в алькантаре и дефорсированный до 300 л.с. (с 400 л.с.) двигатель – сейчас GT-R LM является одним из редчайших «Скайлайнов» в мире.
В том же 1995-ом создали фан-клуб Nismo, который осенью 1997 года организовал первый «Фестиваль скорости Nismo». В нем приняли участие как гоночные, так и «доработанные» автомобили, в том числе и новейший Nismo 400R – 400-сильное купе с 2,8-литровой версией двигателя RB26, получившее индекс RBX-GT2. На самом деле 400R был выпущен тиражом в 44 экземпляра (хотя изначально планировалась постройка только 99 купе). Все машины были проданы в Японии.
1998 год. Успех в Ле-Мане
Свой нынешний вид логотип Nismo получил в конце 90-х – буква «O» на нем стала напоминать восходящее солнце, размещенное на японском флаге. В Ле-Мане успешно выступал новый R390 GT1 (3, 5, 6 и 10 места в своем классе в 1998 году), а немолодой GT-R R33 побеждал соперников во всех гонках, в которых участвовал. В 1999 году на новую модель Silvia S15 установили аксессуары Nismo: колесные диски, новые бамперы и юбки, ужесточенные амортизаторы и пружины, утолщенные стабилизаторы.
1999 год. GT-R: новые выигрыши
Главной звездой уходящего века стал Nissan Skyline GT-R R34. В 1999 году он играючи выиграл чемпионат JGTC, переименованный позже в Super GT. В 2003 году он повторил успех, но в 2004 году его сменил Fairlady Z, именуемый – 350Z. Помимо Европы начинается экспансия Nismo на американский рынок – многие гражданские автомобили получают «вкрапления» от спортивного подразделения: новые диски, компоненты подвески, фирменные контрастные полосы.
2004 год. Прощальный «Скай»
В 2004 году подразделение Nismo выпустило самый знаменитый автомобиль, посвященный своей 20-й годовщине. Их было выпущено всего 20 штук, поэтому нынешние цены на эту модель превышают отметку в полмиллиона долларов. Nissan Skyline GT-R Z-Tune оснащался полностью переработанным шасси и 500-сильным двигателем объемом 2,8 литра. Поскольку в 2004 году R34 уже был снят с производства, Nismo пришлось выкупить 20 частных автомобилей, пробег которых не превышал 30 000 километров. До 100 км/ч Z-Tune разгонялся за четыре секунды, а его максимальная скорость превышала отметку в 300 км/ч.
2005 год. «Огненная леди»
После успеха Fairlady Z в JGTC Super GT подразделение Nismo выпустило в 2005 году специальную версию Z-ки – S-Tune GT. Так, 300-сильный двигатель с выпуском от Weldina и новым блоком управления, аэродинамический обвес GT, усиленные тормоза Brembo и гоночные ковши – это лишь немногое, что отличает S-Tune GT от массовых купе. К слову, для «Фэйрледи», как и для Skyline и даже малыша March (Nissan Micra), Nismo предлагала несколько уровней доработок – от банального изменения выпускной системы до постройки сложных проектов, вроде S-Tune GT.
Чем же занималось европейское отделение Nismo, помимо постройки туринговых седанов? Вот один из ответов на этот вопрос – Nissan Micra 350SR 2005 года. Среднемоторный заряженный хэтчбек, построенный с использованием двигателя 350Z… и подвески 350Z… и колес 350Z. Планировалось выпустить небольшой тираж таких машин, но не получилось. Британские журналисты, впрочем, отмечали, что если не брать в расчет отсутствие шумоизоляции, автомобиль был вполне пригоден для эксплуатации и мог бы конкурировать с Renault Clio V6, использовавшим похожую конструкцию.
2006 год. Поддержка владельцев Nismo и победа в Super GT
Отдел NISMO Engine, появившийся в 2006 году, стал настоящим спасением для владельцев Nismo по всему миру – достать детали для редких двигателей стало проще. В 2008 году к нему присоединяются Nismo Expert Shop и Nismo Service Center. Expert Shop – это реставрационная мастерская по восстановлению исторических моделей Nissan – например, Skyline 2000 GT-R. Тогда же компания Nissan представила нынешний GT-R, который отправился в Super GT и принес чемпионское звание Сатоси Мотояме и Бенуа Трелуйе. В 2011 году высокая планка была взята снова и подкреплена победой Nissan GT-R от Nismo в чемпионате FIA GT1.
Множественные победы на всех континентах, популярность в США и новый глава подразделения Шиочи Миятани (пятый по счету) подстегнули Nismo к большим переменам – гражданские автомобили Nismo должны были стать доступными потребителям. В конце 2012 года компания решила переехать в новую штаб-квартиру в Йокогаме (при этом новый «дом» получил название Omori, как у старого семиэтажного здания) и начинает улучшать автомобили еще на стадии проектов.
2013 год. Новые модели под крылом Nismo
С 2013 года Nismo расширяет линейку заводских Nissan своими Leaf, March, Juke, Note, Patrol – перечень моделей расширялся с каждым годом, и, естественно, одним обвесом в отношении этих машин дело не ограничилось. В Ле-Мане успехи у Nismo были скромными (очень амбициозный проект переднеприводного спортпрототипа GT-R LM не оправдал ожиданий ни по скорости, ни по надежности), однако в классе GT1 и GT3 дела обстояли неплохо – GT-R от Nismo выиграл прошлогоднюю гонку «12 часов Батерста».
Сегодня Nismo считается аналогом AMG и BMW Motorsport. В 2016 году главой подразделения стал Такао Катагири, благодаря которому появились специальные версии Nissan GT-R, способные проезжать Нюрбургринг чуть больше чем за 7 минут. И это не предел. Подразделение Nismo закалялось гонками на протяжении всех 33 лет своей истории, а значит, нам стоит ждать новых выдающихся автомобилей с красной точкой на эмблеме.
Материал подготовил Т. Баятов