Nismo — это Nissan для побед

Мы и автомобиль

Жизненный путь Nismo не устелен драматическими событиями и внезапными перипетиями, но холодный расчет и нестандартный подход помогли этому ателье остаться культовым по сей день. И когда в следующий раз вы увидите на дороге Nissan cо скромным шильдиком Nismo, помните, что за ним стоят годы побед и высоких технологий.

У Nismo (название происходит от слов Nissan Motorsport) за спиной нет головокружительной истории – компания появилась путем слияния двух подразделений Nissan, образованных еще в 1960-х годах.

Одно из них — Publication Division 3 — занимало производственные мощности завода Oppama в городе Йокосука и специализировалось на поддержке независимых гоночных команд и разработке гоночных технологий. Там же располагалась дизайнерская школа.

Второе подразделение — Special Car Testing Division — занималось обкаткой гоночных технологий и находилось на заводе Omori, расположенном недалеко от Токио.

Ясухару Намба

Образованное после слияния новое подразделение Nissan Motorsports International Co., Ltd. заняло здание штаб-квартиры Omori и прилегающие территории, потому что это предприятие было более приспособленным к тем задачам, которые собиралась решать компания. Первым президентом Nismo стал Ясухару Намба — раллист команды Datsun.

Жизненный путь Nismo не устелен драматическими событиями и внезапными перипетиями, но холодный расчет и нестандартный подход помогли этому ателье остаться культовым по сей день. И когда в следующий раз вы увидите на дороге Nissan cо скромным шильдиком Nismo, помните, что за ним стоят годы побед и высоких технологий.

1984 год. Слияние

Завод Omori стал священным местом для любителей быстрых «Ниссанов» — ходили слухи, что в конце 1990-х и начале 2000-х земля вокруг него дрожала и вибрировала от низкочастотного звучания выпускных систем. Но до этого все было иначе.

Компания Nismo была зарегистрирована в сентябре 1984 года, а уже в октябре того же года началась работа над совершенствованием имеющихся гоночных машин и строительством новых. Благодаря небольшим изменениям, внесенным специалистами Nismo, Nissan Silvia Turbo C (известный как March 83G – шасси автомобиля было изготовлено британцами) в 1985 году стал победителем большинства этапов японских гонок на выносливость. А в японском раллийном первенстве соперникам не давала расслабиться подготовленная Nismo Silvia 240RS.

1985 Nissan Skyline GT Turbo

1985 год. Первые победы 

Выпуском компонентов для доработки готовых моделей Nissan подразделение Nismo стало заниматься с февраля 1985 года. Важно понимать, что Nismo – это в первую очередь автоспортивное отделение, а потом уже придворное тюнинг-ателье. Одним из первенцев «гражданского фронта» стал Nissan Skyline GT Turbo, получивший новые детали подвески, а также более удобный трехспицевый руль.

1986 Nissan Skyline RS Turbo

1986 год. Пробы в «24 часах Ле-Мана» 

К 1986 году в Nismo успели поработать с Nissan P85V (шасси March с двигателем Nissan) в надежде улучшить результаты в «24 часах Ле-Мана». Увы, в общем зачете автомобиль финишировал лишь 16-ым, но в японских чемпионатах на выносливость он был невероятно успешным.

Кузовной чемпионат JTC практически сразу выиграл 570-сильный Nissan Skyline RS Turbo, завоевав для компании Nissan Кубок конструкторов. Из гражданских проектов отметился доработанный хэтчбек Sunny, который получил новый аэродинамический обвес, спортивные 14-дюймовые диски и жесткую подвеску.

1987 Nissan Saurus

1987 год. Личный шоурум

В сентябре 1987 года при заводе Omori открылся первый шоурум Nismo, где можно было приобрести усовершенствованные автомобили с заводской гарантией. Салон получил название Nismo Paddock. Поздней осенью того же года на Токийском автосалоне дебютировал Nissan Saurus. Легкий спидстер с двухлитровым турбомотором был построен по канонам Колина Чепмена – «ничего лишнего и минимальная масса». В 1989 году на базе концепта Saurus был создан монокубок, но просуществовал он всего лишь один сезон. Адаптацию концепта к трассам, естественно, выполняли инженеры Nismo.

1988 Nissan Bluebird SSS-R

1988 год. Путь на запад 

Конец 1980-х годов Nismo посвятил постройке омологированных под японский чемпионат по ралли седанов Nissan Bluebird с приставкой SSS-R. В 1988-ом Nismo создал первое отделение за пределами Японии – Nismo Motorsport Europe, а в 1989 году все изменилось – появился первый Skyline GT-R с легендарным двигателем RB26 DETT.

1990 год. «Годзилла» побеждает

В 1990 году Nissan R90CP занял пятое место в 24-часовой гонке в Ле-Мане, но на фоне автоспортивного дебюта Skyline GT-R от Nismo это достижение кажется малозначительным. Ведь была и победа в своем классе на 24-часовой гонке на Нюрбургринге, и победа в общем зачете на Guia Race of Macau, и чемпионство в общем зачете в австралийском туринге, и первые три места в Группе N в 24 часах Спа… Помимо этого, было еще множество побед в японских чемпионатах.

Победное шествие R32 продолжалось вплоть до 1993 года, за что автомобиль получил прозвище «Годзилла». Стараниями Nismo с 1990 года было выпущено 500 специальных Skyline GT-R для дорог общего пользования и еще 60 машин — под гоночные нужды. Они отличались аэродинамическим обвесом, новой выпускной системой и доработанным салоном.

1994 Nissan 270R Nismo

1994 год. Первый юбилей

Свою десятую годовщину (в 1994 году) компания отметила особой версией Nissan 200SX, которая получила название 270R. Купе с четырехцилиндровым турбомотором (270 л.с. и 345 Нм) выпустили скромным тиражом в 50 экземпляров, поэтому сейчас автомобиль представляет собой большую ценность среди коллекционеров. В этом же году место главы подразделения занял Джиро Адачи.

1995 Nissan Skyline GT-R LM

1995 год. «Дорожная» версия «Годзиллы»

Новый GT-R, который появился в виде серийного автомобиля к 1995 году, дал новую технологическую основу для Nismo. Для гонки в Ле-Мане была подготовлена особая версия GT-R LM – и в 1995 году модель стала пятой в своем классе. Но поскольку регламент требовал наличия серийных автомобилей, было выпущено еще и несколько «дорожных» GT-R LM.

Впечатляющий обвес, салон в алькантаре и дефорсированный до 300 л.с. (с 400 л.с.) двигатель – сейчас GT-R LM является одним из редчайших «Скайлайнов» в мире.

В том же 1995-ом создали фан-клуб Nismo, который осенью 1997 года организовал первый «Фестиваль скорости Nismo». В нем приняли участие как гоночные, так и «доработанные» автомобили, в том числе и новейший Nismo 400R – 400-сильное купе с 2,8-литровой версией двигателя RB26, получившее индекс RBX-GT2. На самом деле 400R был выпущен тиражом в 44 экземпляра (хотя изначально планировалась постройка только 99 купе). Все машины были проданы в Японии.

1998 год. Успех в Ле-Мане 

Свой нынешний вид логотип Nismo получил в конце 90-х – буква «O» на нем стала напоминать восходящее солнце, размещенное на японском флаге. В Ле-Мане успешно выступал новый R390 GT1 (3, 5, 6 и 10 места в своем классе в 1998 году), а немолодой GT-R R33 побеждал соперников во всех гонках, в которых участвовал. В 1999 году на новую модель Silvia S15 установили аксессуары Nismo: колесные диски, новые бамперы и юбки, ужесточенные амортизаторы и пружины, утолщенные стабилизаторы.

1999 год. GT-R: новые выигрыши

Главной звездой уходящего века стал Nissan Skyline GT-R R34. В 1999 году он играючи выиграл чемпионат JGTC, переименованный позже в Super GT. В 2003 году он повторил успех, но в 2004 году его сменил Fairlady Z, именуемый – 350Z. Помимо Европы начинается экспансия Nismo на американский рынок – многие гражданские автомобили получают «вкрапления» от спортивного подразделения: новые диски, компоненты подвески, фирменные контрастные полосы.

2004 Nissan Skyline GT-R Z-Tune

2004 год. Прощальный «Скай»

В 2004 году подразделение Nismo выпустило самый знаменитый автомобиль, посвященный своей 20-й годовщине. Их было выпущено всего 20 штук, поэтому нынешние цены на эту модель превышают отметку в полмиллиона долларов. Nissan Skyline GT-R Z-Tune оснащался полностью переработанным шасси и 500-сильным двигателем объемом 2,8 литра. Поскольку в 2004 году R34 уже был снят с производства, Nismo пришлось выкупить 20 частных автомобилей, пробег которых не превышал 30 000 километров. До 100 км/ч Z-Tune разгонялся за четыре секунды, а его максимальная скорость превышала отметку в 300 км/ч.

2005 Nissan 350Z S-Tune GT

2005 год. «Огненная леди» 

После успеха Fairlady Z в JGTC Super GT подразделение Nismo выпустило в 2005 году специальную версию Z-ки – S-Tune GT. Так, 300-сильный двигатель с выпуском от Weldina и новым блоком управления, аэродинамический обвес GT, усиленные тормоза Brembo и гоночные ковши – это лишь немногое, что отличает S-Tune GT от массовых купе. К слову, для «Фэйрледи», как и для Skyline и даже малыша March (Nissan Micra), Nismo предлагала несколько уровней доработок – от банального изменения выпускной системы до постройки сложных проектов, вроде S-Tune GT.

Чем же занималось европейское отделение Nismo, помимо постройки туринговых седанов? Вот один из ответов на этот вопрос – Nissan Micra 350SR 2005 года. Среднемоторный заряженный хэтчбек, построенный с использованием двигателя 350Z… и подвески 350Z… и колес 350Z. Планировалось выпустить небольшой тираж таких машин, но не получилось. Британские журналисты, впрочем, отмечали, что если не брать в расчет отсутствие шумоизоляции, автомобиль был вполне пригоден для эксплуатации и мог бы конкурировать с Renault Clio V6, использовавшим похожую конструкцию.

2006 Nissan GT-R Nismo

2006 год. Поддержка владельцев Nismo и победа в Super GT

Отдел NISMO Engine, появившийся в 2006 году, стал настоящим спасением для владельцев Nismo по всему миру – достать детали для редких двигателей стало проще. В 2008 году к нему присоединяются Nismo Expert Shop и Nismo Service Center. Expert Shop – это реставрационная мастерская по восстановлению исторических моделей Nissan – например, Skyline 2000 GT-R. Тогда же компания Nissan представила нынешний GT-R, который отправился в Super GT и принес чемпионское звание Сатоси Мотояме и Бенуа Трелуйе. В 2011 году высокая планка была взята снова и подкреплена победой Nissan GT-R от Nismo в чемпионате FIA GT1.

Множественные победы на всех континентах, популярность в США и новый глава подразделения Шиочи Миятани (пятый по счету) подстегнули Nismo к большим переменам – гражданские автомобили Nismo должны были стать доступными потребителям. В конце 2012 года компания решила переехать в новую штаб-квартиру в Йокогаме (при этом новый «дом» получил название Omori, как у старого семиэтажного здания) и начинает улучшать автомобили еще на стадии проектов.

2013 Nissan GT-R LM

2013 год. Новые модели под крылом Nismo 

С 2013 года Nismo расширяет линейку заводских Nissan своими Leaf, March, Juke, Note, Patrol – перечень моделей расширялся с каждым годом, и, естественно, одним обвесом в отношении этих машин дело не ограничилось. В Ле-Мане успехи у Nismo были скромными (очень амбициозный проект переднеприводного спортпрототипа GT-R LM не оправдал ожиданий ни по скорости, ни по надежности), однако в классе GT1 и GT3 дела обстояли неплохо – GT-R от Nismo выиграл прошлогоднюю гонку «12 часов Батерста».

Сегодня Nismo считается аналогом AMG и BMW Motorsport. В 2016 году главой подразделения стал Такао Катагири, благодаря которому появились специальные версии Nissan GT-R, способные проезжать Нюрбургринг чуть больше чем за 7 минут. И это не предел. Подразделение Nismo закалялось гонками на протяжении всех 33 лет своей истории, а значит, нам стоит ждать новых выдающихся автомобилей с красной точкой на эмблеме.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий