Ралли Финляндии

Автоспорт, В мире, Новости

Официальный старт ралли Финляндии прошел в четверг вечером в Ювяскюле. Для гонщиков и болельщиков был подготовлен городской спецучасток, который опытные участники мирового первенства могут проезжать без дополнительного ознакомления с закрытыми глазами, но можно ли было мечтать о спокойствии? Дело в том, что утром прошел достаточно нервный шейкдаун, на котором не обошлось без ошибок. К счастью, все они были небольшими, и некоторые пилоты отделались незначительными повреждениями, хотя осадочек все же остался.

Необычный старт

Необычный маршрут в первый день ралли Финляндии (две секции состояли из двойного проезда по 2-3 спецучасткам) заставил гонщиков проснуться очень рано — уже в 7:12 был дан старт первому пятничному допу. И в такой ситуации, кроме всего прочего, нужно было сразу же включиться в борьбу, поскольку на этих скоростных дорожках борьба идет не на секунды, а на каждую десятую секунды!

Особое значение имела борьба между Себастьяном Ожье и Тьерри Нёвиллем. Француз стартовал первым, а сразу же за ним бельгиец. Рано утром трасса была слегка влажной, что помогло Себу, но не в первую очередь. Тьерри проехал в не самом лучшем темпе и на 7,65-км СУ проиграл Ожье почти пять секунд. Но интересное на этом не закончилось — времена двух лидеров начали перебивать конкуренты. В итоге Ожье стал лишь пятым, а Нёвилль — 12-ым! А выиграл доп Теему Сунинен, который опередил Криса Мика, вернувшегося в строй после театральной паузы, лишь на 0,1 секунды!

Подобные результаты сработали лучше любого будильника — интерес к гонке был поднят до небес. И СУ3 также не разочаровал. Увы, случились и первые проблемы у Ожье. На финише допа француз пожаловался, что двигатель плохо реагирует на педаль газа, так что он терял время, но даже при этом Нёвилль уступил ему на СУ полторы секунды! Впрочем, бельгиец был спокоен: «Нам не нужна победа любой ценой. Пока этот темп нас устраивает».

Но их конкуренты вновь были безжалостными — и проблемы у Ожье на этом фоне отодвинули его немного назад. Небыстро проехал и Мик, который сообщил, что слабо знаком с 12,75-км спецучастком Urria и не был уверен в себе. Ему удалось лишь разделить Ожье и Нёвилля в протоколе СУ3, а наверху были главные любители скандинавских дорожек — финны.

Спецучасток на этот раз покорился Яри-Матти Латвале, за ним был его напарник по Toyota Эсапекка Лаппи, который проиграл лишь 0,1 секунды, а 0,4 секунды уступил Сунинену. Все бы ничего, но лидирует в гонке Отт Тянак, который выиграл в четверг зрительский спецучасток, и даже преимущества в пару секунд ему хватает, чтобы удержаться на вершине, хотя на СУ2 он был седьмым, а на СУ3 — пятым!

Ралли Финляндии приучило нас к тому, что, как правило, тут борьба идет за секунды, а не за выживание. Бывали крупные аварии, но в целом на этой гонке определяющей была чистая скорость пилота. Но произошедшее на четвертом спецучастке гонки образца 2017 года заставило задуматься: а что это было?

Первым из гонки выбыл пилот, открывающий трассу — Себастьян Ожье. На сплитах он был быстрее Тьерри Нёвилля, но за километр до финиша спецучастка (длиной 21,3 километра) улетел в деревья. Для чемпионской борьбы Нёвилля это были потрясающие новости, но после финиша СУ4 он был обеспокоен звуком двигателя. Неужели и у него будут проблемы, а ведь до сервиса нужно еще повторно преодолеть три утренних допа.

Как бы там ни было, но у Хэйдена Паддона проблемы побольше — он остановился на третьем километре СУ и прекратил борьбу из-за потери колеса. Отт Тянак в свою очередь с поврежденным колесом добрался до финиша, но потерял полторы минуты. Шестым на допе стал Крейг Брин, но он жестко приземлился после одного из трамплинов и после финиша выразил надежду, что его подвеска все еще жива — а ведь ирландец сейчас третий!

Впереди планеты всей два пилота Toyota — Яри-Матти Латвала и Эсапекка Лаппи. Последний даже выиграл СУ4, но от своего напарника он отстает на пять секунд. В трех секундах позади Эсапекки упомянутый Брин, а Теему Сунинен, который на первых двух допах порадовал своей скоростью, на четвертом месте — он лишь 0,2 секунды проигрывает Брину.

Остается признать – организаторы приложили максимум усилий, чтобы никто не заскучал на протяжении пятницы. Одно только расписание чего стоит – ровно дюжина спецучастков сегодня, старт первого в 7 часов утра, финиш последнего где-то ближе к 22 часам (проще говоря, вся программа растянулась почти на 15 часов). А тут еще и финские трассы не поскупились на самые разнообразные события – от провалов Ожье и Паддона, поймавших гигантские штрафы по Rally2, до стремительного взлета Лаппи и Сунинена, которые быстро включились в битву за подиум и победу!

Финны впереди

Несмотря на то, что в пятницу на ралли Финляндии был протяженный и сложный день, многие пилоты говорили, что «настоящие» допы их ждут в субботу — и там во многом решится судьба победителя, призеров и всего остального.

Эсапекка Лаппи начинал второй полноценный день гонки в качестве лидера. Накануне он удивил своей чистой скоростью и опередил опытнейшего Яри-Матти Латвалу. Но при этом молодой пилот прямо говорил — если его обгонит Яри-Матти, то так тому и быть. Свои слова Лаппи подтвердил на финише первых двух спецучастков субботы: он потерял первое место в гонке, но при этом говорил, что смысла гнать ему нет, поскольку это закончится еще хуже. Латвала действительно показал класс, выиграл два допа и по итогам СУ15 имел преимущество в пять секунд — для Финляндии это очень много.

Позади же Теему Сунинен уверенно идет третьим, а вот на четвертое место вновь вышел Юхо Хяннинен. Во-первых, сам финн поехал в классном темпе, а во вторых, его прямой конкурент Крейг Брин немного сбавил — ирландец чувствовал себя не очень уверенно, а на СУ15 его еще и развернуло. Кроме того, Брин потерял и пятое место — его обошел Элфин Эванс, который сумел поехать в темпе финнов, которые занимают первые четыре строчки протокола.

Ну а после группы лидеров стартовал Хэйден Паддон, но до финиша СУ15 он не добрался и вновь был вынужден оформить сход.

Субботним утром Яри-Матти Латвала (Toyota Yaris WRC) буквально «пролетел» все 24,38 километра на Ouninpohja со временем 10.56,9 (что дало в итоге умопомрачительную среднюю скорость 133,61 км/ч), все сразу настроились на какой-то невероятный результат при повторном проезде. Наверное, главный вопрос звучал примерно так: а удастся ли кому-то преодолеть отметку в 135 км/ч? И если удастся, то насколько новый показатель будет выше? Первый ориентир дал Отт Тянак – эстонец, стартовавший вторым, выдал время 10.57,0 (лишь на 0,1 с хуже, чем у Латвалы) и среднюю скорость 133,59 км/ч.

Причем результат Тянака почти сразу побили Тьерри Нёвилль (Hyundai Motorsport) с Крисом Миком (Citroen Racing), поднявшие планку до 10.55,3 и 133,94 км/ч. Затем подоспел Юхо Хяннинен (Toyota GAZOO Racing), отчаянно отбивавшийся от атак Теему Сунинена (M-Sport) – тойотовец вырвался на первое место со временем 10.52,6 (скорость 134,49 км/ч). Но тут грянула плохая новость – Яри-Матти Латвала встал на 11-м километре! Потом лидер гонки (точнее, уже экс-лидер) пытался продолжить гонку, но через пару сотен метров остановился снова. Увы, но Яри-Матти стал жертвой катастрофической неудачи – все шансы на победу или подиум исчезли.

На фоне такой катастрофы как-то не сразу удалось осознать тот факт, что Эсапекка Лаппи «отстрелялся» на Ouninpohja с потрясающим результатом 10.49,8 и все-таки сумел пробить отметку в 135 км/ч (135,07 км/ч)! И теперь Лаппи оказался в самой выгодной позиции – единолично лидирует в гонке, да еще и почти с минутным отрывом! За его спиной начинает разворачиваться очередной раунд настоящей драки «все против всех»: Юхо Хяннинен хоть и стал вторым, однако по-прежнему вынужден был все время оглядываться на Теему Сунинена с Элфином Эвансом; Тьерри Нёвилль начал присматриваться, как бы побыстрее оттяпать пятое место у Крейга Брина, Крис Мик быстренько встряхнулся и пытался подальше убежать от Отта Тянака.

Непростой конец

Наверное, в последний раз с таким нетерпением ждали Power Stage три месяца назад, когда на победу в Аргентине претендовали Элфин Эванс и Тьерри Нёвилль – лидеров тогда разделяло менее секунды! В Финляндии вроде бы такой «рубки» за победу не намечалось, но подобное впечатление было в корне ошибочным – все-таки никто толком не знал, в каком состоянии на самом деле находится Toyota Yaris WRC Эсапекки Лаппи (за исключением самого экипажа). И как бы не получилось так, что в последний момент победителем финского ралли станет Юхо Хяннинен или тот же вышеупомянутый Эванс!

В отличие от большинства Power Stage, зрителям не пришлось долго ждать первого высокого результата – Яри-Матти Латвала, отправившийся на трассу вторым, сразу улучшил свое утреннее победное время на этом допе и показал 4.50,9 (то есть отыграл у себя самого 1,2 секунды). Финну действительно нечего терять – место в Топ-10 ему не светит, поэтому нужно постараться любой ценой выиграть Power Stage. Только этот результат может помочь Яри-Матти удержаться на третьем месте в общем зачете чемпионата мира – и Латвала сделал все возможное для этого. Теперь ему оставалось только ждать и наблюдать за соперниками.

И на какое-то время воцарилось относительное затишье. Ни Мадсу Остбергу, ни Даниэлю Сордо, ни Хэйдену Паддону, ни Крису Мику не удалось хотя бы приблизиться к результату финна – отставание составляло от двух с половиной до десяти секунд. А кто готов ринуться в бой и поставить на кон свое место в Топ-10 или даже на подиуме? И такой «камикадзе» действительно нашелся – эстонец Отт Тянак промчался по трассе в ураганном темпе и показал 4.48,6, более чем на десять секунд побив свой собственный утренний результат (то есть в отличном темпе выиграв у себя самого по секунде с километра), и сразу стал третьим в чемпионате!

Бельгиец неплохо атаковал – до Тянака он не дотянулся, но Латвалу все-таки оттеснил со второго места. «Арифметическая» битва обострилась – если Тьерри так и останется вторым по итогам Power Stage, то этого должно хватить для того, чтобы стать новым лидером чемпионата! Однако после Нёвилля должны были стартовать еще пять экипажей, у которых тоже есть свои интересы. Правда, Крейг Брин не очень-то рисковал – для него важнее финишировать в Топ-5 (причем уже в пятый раз в этом году), взять 10 очков и выйти на шестое место в чемпионате, опередив при этом Хэйдена Паддона. Что ирландец и сделал.

Итак, остались только два тойотовца, Юхо Хяннинен и Эсапекка Лаппи. Первому надо встать на уши, чтобы как-то отстоять свою вторую позицию в гонке и оставить Элфина Эванса за спиной, а другому необходимо просто финишировать и не упустить победу. И нам пришлось стать свидетелями очередной драмы – Юхо сопротивлялся отчаянно, но на финише всей гонки все-таки проиграл Эвансу всего лишь 0,3 секунды! Но первый в карьере подиум у финна все равно есть. Тем временем Лаппи честно ехал на финиш, полностью отказавшись от бонусных очков – ведь на кону стоит первая в карьере победа! И Эсапекка, лишь в четвертый раз пилотировавший автомобиль WRC, сумел выиграть домашний этап чемпионата мира! Триумф Toyota GAZOO Racing – сразу две машины на подиуме и вторая в этом году победа!

P.S. Быстрый подсчет показал, что Тьерри Нёвилль все же стал новым лидером общего зачета, причем только по дополнительному показателю – бельгиец с французом набрали по 160 очков, однако у Тьерри три победы против двух у Себастьяна.

Материал подготовил Л. Карбон

Итоги Neste Oil Rally Finland

  1. Лаппи/Ферм (FIN, Toyota Yaris WRC) 2:29.26,9
  2. Эванс/Барритт (GB, Ford Fiesta WRC’17) +36,0
  3. Хяннинен/Линдстрём (FIN, Toyota Yaris WRC) +36,3
  4. Сунинен/Марккула (FIN, Ford Fiesta WRC’17) +1.01,5
  5. Брин/Мартин (IRL/GB, Citroen C3 WRC) +1.22,6
  6. Нёвилль/Жильсуль (B, Hyundai i20 Coupe WRC) +1.33,1
  7. Тянак/Ярвеойа (EE, Ford Fiesta WRC’17) +1.53,6
  8. Мик/Нэйгл (GB/IRL, Citroen C3 WRC) +3.12,6
  9. Сордо/Марти (E, Hyundai i20 Coupe WRC) +4.11,5
  10. Остберг/Эриксен (N, Ford Fiesta WRC’17) +4.21,2

Общий зачет чемпионата

  1. Нёвилль (B) – 160
  2. Ожье (F) – 160
  3. Тянак (EE) – 119
  4. Латвала (FIN) – 114
  5. Сордо (E) – 84
  6. Эванс (GB) – 79
  7. Брин (IRL) – 53
  8. Паддон (NZ) – 51
  9. Хяннинен (FIN) – 46
  10. Лаппи (FIN) – 45

Добавить комментарий