В мире есть идеальные дороги. Мы тоже так можем! 

В мире, Мы и автомобиль, Новости, Полезное

Кыргызстанцы постоянно жалуются на качество автомобильных дорог в стране. «АВТОгид» рассмотрел технологии строительства автодорог в ряде государств, где покрытие считается чуть ли не эталонным, долговечным и действительно безопасным. 

Римские дороги 

История римских дорог начинается в 390 году до н. э., когда в результате набега галлов во главе с Бренном Рим был разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас жителей от капитуляции. Стремление расширить территорию государства и установить гегемонию над Италией привело к тому, что Римская республика, которая постоянно находилась под угрозой нападения извне, приняла решение построить сеть вымощенных дорог, отвечающих ее нуждам. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.

Так, первая мощеная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей. Она получила название по имени своего создателя, и ее стали называть «Аппиева дорога».

В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена. Но были и дороги, которые называли по направлению или по области, через которые они проходили. Кстати, бывали случаи, когда дороги переименовывались после того, как другой римский деятель ремонтировал их.

Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним, другие же просто покрывались щебнем и гравием из открытых карьеров, расположенных поблизости.

Чаще дороги проектировали инженеры, строили бесчисленные рабы, плиты вырубали каменотесы. Дороги укладывались на крепком каменном основании. Они имели округлые скосы, полотно их выкладывалось плитами или мелким камнем. Ширина дорог везде составляла 6 м. Такая дорога веками не требовала ремонта, и по ней можно было быстро продвигаться и войскам, и транспорту. Покрытие некоторых особо важных в стратегическом или экономическом отношении дорог состояло из ряда последовательных слоев камня и щебня, скрепленных известковым раствором.

Между населенными пунктами дороги строили относительно прямыми, что давало возможность быстро добраться в необходимое место.

Римские дороги связали между собой многие города в Италии, а затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.

По мере расширения империи Рим строил дороги и на завоеванных территориях. Так, общая протяженность римских дорог составляла, по разным оценкам историков, от 80 до 300 тысяч километров.

Изначально дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. После падения Римской империи этими дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия. Редкие из них существуют и сейчас, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.

Дороги Германии

Многие считают именно немецкие дороги эталонными в Европе. В этом нет ничего фантастического, учитывая то, как их строят. К примеру, первому немецкому автобану исполнилось уже 80 лет, а ведь большинство современных дорог построены еще во времена Третьего Рейха, когда их рассчитывали на движение танков. Поэтому современные большегрузы не могут их разрушить.

Главная особенность при строительстве немецких дорог — большая подушка, которая может достигать двух метров и состоять из нескольких слоев. Только после подготовки дорога покрывается либо сверхпрочным бетоном, либо асфальтом.

При строительстве дорог в Германии не торопятся, и пока застывает сверхпрочный бетон, дорогу накрывают специальной пленкой, чтобы ее не повредили солнце или дождь. Кроме того, во время работ тщательно следят за материалами, и если во время укладки асфальта пошел дождь, то немецкие мастера будут ждать полного просыхания участка, прежде чем продолжат работу.

На строительстве дорог в Германии не экономят и закупают только самую современную технику и лучшие материалы, так как любая ошибка или неточность могут привести к огромным судебным искам и финансовым затратам.

Дороги Финляндии 

Дороги этой страны тоже считаются одними из лучших. И это несмотря на суровый климат, на который так любят списывать свои недоработки дорожные компании и чиновники.

Как и в других европейских странах, финны следят за качеством подушки, состоящей из различных материалов. Также сейчас основное строительство ведется в регионах страны, где ранее прокладка качественных дорог не была возможной из-за нестабильных грунтов. Современные технологии и материалы позволили решить и эту проблему. Суть новой методики, которая называется стабилизацией грунтовых масс, сводится к тому, что к торфу или глине добавляются специальные добавки, которые позволяют сделать основу для будущей дороги более устойчивой.

Поразительно, что в Финляндии особое внимание уделяется грунтовым дорогам, которые дорожные службы поддерживают в должном состоянии.

Дороги США

Многоуровневые развязки, а также протяженные шоссе, которые уходят за линию горизонта, – привычный пейзаж в Соединенных Штатах Америки. И удивительно, что многие дороги обходятся без ремонта десятилетиями. Секрет в том, что подавляющая часть дорог в США построена из бетона.

Первая такая дорога была построена еще в 1930 году, а первое скоростное бетонное шоссе было открыто в 1951 году.

Несмотря на то, что строительство бетонной дороги — более затратный по времени процесс, именно этот материал из-за своей прочности, долговечности и неприхотливости к нагрузке и перевесу грузовиков стал основным для строительства дорог в США.

В некоторых странах новые дороги под тяжестью грузовиков идут волнами и глубокими колеями. Бетон позволяет избежать этой проблемы. Однако есть и определенные минусы – когда по истечении десятков лет дорожное полотно начинает рушиться, ремонтировать его будет хлопотно, ведь обычным ямочным ремонтом здесь не обойтись.

При строительстве дорог в США особое внимание уделяется подготовительным работам. Для трасс, по которым ожидается активное движение большегрузов, роют метровую яму, в которую слоями укладывают гравий, песок и глину, обильно поливая каждый материал водой и известковым раствором. После перемешивания слоев и трамбовки это помогает удерживать влагу и не дает со временем подушке проседать. После укладывается слой асфальта толщиной 5-7 сантиметров, который позволяет исключить попадание влаги на подушку и делает поверхность для бетона абсолютно ровной.

Как и при строительстве домов, для дорог так же используется арматура на 16 миллиметров, которая позволяет достигнуть наилучшего результата. После сварки строители приступают к заливке бетона, причем за один раз необходимо полностью заполнить участок от одного температурного шва до другого, так как бетонные дороги должны быть без стыков.

При строительстве дорог в США следят за качеством бетона и при заливке очередного участка формируют специальные тестовые цилиндры, на которых в дальнейшем проводят различные опыты. Если результаты оказались неудовлетворительными – меняют бетон на всем участке.

Сейчас этот опыт перенимают Китай, Япония и даже Австралия, ведь гарантированный срок службы бетонного шоссе – 25 лет. Именно на расходах в процессе эксплуатации дорог идет основная экономия, которая, естественно, перекрывает все возможные затраты при дальнейшем ремонте.

Дороги Японии

В Японии используют бетон в качестве основного материала для строительства дорог, потому что он позволяет возводить фантастические многоуровневые развязки, поражающие своей сложностью. В проектировании и строительстве принимает участие множество специалистов, каждый из которых отвечает за свой участок.

Подготовительный этап занимает много времени, но именно тщательность позволяет разработать детальные планы для дорог, которые будут строить.

Технология строительства дорог в Японии в полной мере повторяет процесс строительства дорог в США. Но поразительно, что в настолько крохотной стране протяженность дорог составляет 1,2 миллиона километров. Для сравнения: в России этот показатель равен лишь 940 тысячам.

Дороги Беларуси 

Белорусское государство расположено в окружении сразу нескольких европейских стран и часто служит не только конечным пунктом маршрута для туристов, желающих бюджетно отдохнуть в дружественной стране, но и транзитным пунктом при выезде в Восточную или Западную Европу.

Своими дорогами Беларусь может гордиться. Они отличаются превосходным, практически европейским, качеством покрытия. Благодаря неустанному государственному контролю здесь практически отсутствуют всяческие колдобины и рытвины. Практически все дороги являются асфальтированными, на некоторых уложен асфальтобетон. Набухание в нем равно нулю, то есть это раз и навсегда закрывает доступ воды к щебеночному материалу в составе асфальтобетона. Тяжелые погодные условия (дождь, снег, перепады температур) — главные враги асфальта. Бетон в этом плане более стойкий материал. По этой причине на бетонном дорожном полотне меньше трещин, выбоин, ям.

В начале января 2014 года в Беларуси вступил в действие Закон «О концессиях». Для дорожников данный документ сулит серьезные перспективы. Это подразумевает передачу дороги предприятию, изъявившему желание за свои или привлеченные средства произвести ее реконструкцию. В течение 20 лет новые хозяева будут содержать магистраль, возвращая таким образом вложенные деньги за счет транспортных сборов.

Заключение 

Напоследок хочется отметить, что чаще всего выбор технологии строительства автодорог связан с материалами, которыми сполна располагает страна. В Японии, к примеру, нет камней, поэтому они пользуются бетоном. В Кыргызстане на самом деле правильнее всего делать асфальтовые дороги, поскольку климат здесь достаточно засушлив (бетон «любит» влагу), а щебень и гравий у нас в стране доступен в любом регионе. Дороги у нас можно делать хорошо, если бы был строгий контроль работы дорожных служб.

Материал подготовила А. Сидоренко

Добавить комментарий