Как правильно водить авто в дождливую погоду? 

Вопрос-ответ, Полезное

Лето — пора отпусков и выездов за город. Сильные ливни усложняют движение, особенно на горных дорогах и перевалах, где погода меняется, как женское настроение. Главные опасности дождя — ухудшение сцепления с дорогой и видимости. Поэтому возрастает риск попасть в неприятную ситуацию или ДТП. 

Чтобы видимость была лучше 

Капли дождя и вода, которую поднимают шины автомобилей впереди, ухудшают обзор. Поэтому первым делом снижаем скорость и увеличиваем дистанцию. По ПДД Кыргызстана всегда должен быть включен ближний свет фар либо дневные ходовые огни. Но если шлейф брызг настолько плотный, что вы с трудом видите фонари впереди идущих машин, то можете включить задние противотуманные огни. Важно не забыть их выключить при улучшении условий! А вот использовать в таких условиях передние ПТФ не рекомендуется — их стекла часто трескаются при попадании на них воды.

Если ливень настолько сильный, что щетки стеклоочистителей не справляются со струями воды на лобовом стекле, а видимость едва превышает 20 метров, лучше замедлиться и включить аварийную сигнализацию. Можно свернуть на обочину и переждать, если есть такая возможность. Кстати, электрообогрев зеркал позволяет избавиться от капель на них, что поможет при перестроениях.

В сырую погоду в автомобиле могут запотевать стекла. Если есть кондиционер — это не проблема, просто включаете его, а регулятор потоков переводите в положение для обдува окон (у машин с климат-контролем обычно есть специальная кнопка для быстрого отпотевания). Если кондиционера нет, а окна из-за дождя открыть нельзя, то придется вытирать стекло вручную — заранее озаботьтесь наличием тряпки либо заранее обработайте его антизапотевающим составом.

Удержание сцепления с дорогой

Даже на сухих дорогах на асфальте присутствуют пыль, грязь, мелкий мусор, пятна технических жидкостей. Запомните, что при первых каплях дождя вода смачивает все это и превращает в скользкие участки. Поэтому будьте предельно внимательны — визуально покрытие еще кажется сухим, а на деле уже не так. Старайтесь избегать резких маневров и заблаговременно снизьте скорость — это не тот асфальт, по которому вы ехали 5 минут назад.

Если дорога уже мокрая, то резко изменить сцепление могут лужи, а старые шины с изношенным протектором не успевают отводить столько воды из пятна контакта. Влетев в лужу на большой скорости, вы можете потерять управление. Этот неприятный эффект называется аквапланированием. Если это случилось, то ни в коем случае не делайте резких движений рулем — как только сцепление шин с асфальтом восстановится, машина дернется в сторону, и может возникнуть занос. Попав в лужу, плавно отпустите педаль газа и аккуратно доверните в нужном направлении, если это потребуется.

Лужи грозят не только аквапланированием — часто вода скрывает ямы, а порой даже открытые колодезные люки. И это касается, увы, даже столичных дорог. Увидите лужу у бордюра или просто посреди полосы — постарайтесь ее объехать или пропустить между колесами. Еще одна популярная в крупных городах и на шоссе неприятность — колеи, которые заполняются водой. «Всплыть» в ней — проще простого! Поэтому лучше смещаться чуть-чуть в сторону, чтобы колеса в них не попадали.

Помните, что при перестроениях вода в колее также может повлиять на управляемость — маневры должны быть плавными. Кроме того, в дождь становятся очень скользкими трамвайные или железнодорожные пути, резиновые покрытия на переездах, дорожная разметка, брусчатка и бетон.

Другие опасности 

Помимо ям или аквапланирования, глубокая лужа может «приговорить» двигатель вашего автомобиля — любители поднимать волны рискуют получить гидроудар. Вода попадает через впускную систему в цилиндры, что приводит к разрушениям — жидкость практически не сжимается, что сильно повышает давление на подвижные части, которое ломает их. Итог такой лихой езды — дорогостоящий ремонт.

Внедорожники, грузовики и автобусы в силу более высокого расположения воздухозаборников особо не церемонятся с лужами, окатывая «с головы до ног» волнами мутной жидкости проезжающие рядом легковушки. Ситуация неприятная, во-первых, стекло полностью заливает водой, и вы ничего не видите, пока щетки ее не смахнут. Во-вторых, это может произойти неожиданно и попросту напугать. Главное — не паниковать, сбросить скорость и включить более интенсивный режим работы стеклоочистителей. Просто помните об этой особенности.

Часто сильные ливни и грозы сопровождаются шквалистым ветром, поэтому нужно ехать предельно внимательно — на дорогу могут падать деревья, знаки, столбы, вылетать посторонние предметы, например, пластиковые заградительные блоки, мусорные баки. Конечно, от всего не уберечься, но сохранение концентрации внимания поможет уменьшить риск ДТП.

При движении по шоссе периодически нажимайте на тормоз, чтобы высушить тормозные накладки, иначе интенсивность замедления на мокрых колодках может вас неприятно удивить. Наконец, если вы используете спортивные шины, то помните, что некоторые модели с крупными блоками протектора плохо справляются с отводом воды из пятна контакта.

Семь правил вождения в дождь:

  1. Снижение скорости и увеличение дистанции — главное правило езды в дождь, так как на скользком покрытии возрастает тормозной путь. К тому же, на лобовое стекло будет лететь меньше брызг.
  2. Никаких резких движений! В дождь старайтесь плавно тормозить, разгоняться и маневрировать.
  3. Не забывайте контролировать степень износа шин — способность противостоять аквапланированию напрямую связана с высотой протектора. «Лысые» покрышки — первый шаг к ДТП в дождь.
  4. Не экономьте на замене щеток стеклоочистителей — стоят они недорого, зато новые дворники облегчат езду в дождливую погоду. Особенно они вас спасут в ночное время, когда пелена неприятно подсвечена светом встречных фар.
  5. Подумайте об окружающих — сделайте свое присутствие на дороге заметным для них, используйте светотехнику по назначению. Главное — не забывайте выключать задние противотуманные огни, когда преодолеете сложный участок.
  6. По возможности избегайте луж. Это не только риск аквапланирования, но и потенциальные ямы или гидроудар двигателя. Кроме того, вы можете облить пешеходов или окатить волной соседей по дороге.
  7. Можно обработать стекла специальным составом «Антидождь», тогда капли будут стекать значительно интенсивнее.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий