Водитель с телефоном за рулем – потенциальный убийца

В стране, Мы и автомобиль, Новости

Наблюдая в Бишкеке за водителями, порою просто поражаешься: несется Lexus (тяжелая машина) на всех парах, не соблюдая скоростной режим. Мало того, водитель держит руль только одной рукой, потому что в другой у него мобильный телефон. Какова вероятность того, что автомобилист все-таки заметит переходящего проезжую часть пешехода и пропустит его? 

«А нам все равно, не боимся мы…» 

Естественно, вероятность хорошего исхода события минимальна. Внимание водителя рассеяно, он давит на педаль и уверен, что он в прочном, сильном автомобиле и находится в безопасности. О других он и не думает: поглощен разговором…

Рассмотрим другую ситуацию: водитель общественного транспорта наполняет салон пассажирами в течение всего дня. Ему скучно ездить по одному и тому же маршруту, он досконально знает, где находится яма, пост патрульной милиции и следующий пассажир. Молчание и обыденность выводят его из себя: хочется пообщаться. И единственным источником радости водителя во время рабочего дня является мобильный телефон. С его помощью можно зайти в социальные сети, «полайкать» фотографии знакомых и позвонить жене.

Вероятно, с получением водительского удостоверения люди начинают ощущать не дополнительную ответственность из-за предоставленной возможности управления средством повышенной опасности, а какую-то могущественную силу и мнимую уверенность, что все в любом случае будет хорошо. Словно над каждым автомобилем летает «ангел-хранитель», который защищает от любых напастей – аварий, дотошных милиционеров, неожиданных ям. Но это не так — факты ДТП и количество штрафов за пользование переговорными устройствами во время вождения доказывают обратное.

Но штраф довольно мал, поэтому такое наказание и наказанием можно назвать с большой натяжкой. Согласно статье № 239 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики «Нарушение правил пользования переговорным устройством или средством связи водителем транспортного средства» штраф за это правонарушение составляет всего лишь два расчетных показателя – 200 сомов. В отдельных случаях можно обойтись предупреждением от инспектора патрульной милиции.

Многие автомобилисты забывают, что управляют средствами повышенной опасности, и им не следует отвлекаться от ситуации на дороге. Тем более в Бишкеке, где движение чрезвычайно хаотичное.

Тем временем риск велик

Самым главным фактором риска при пользовании переговорным устройством за рулем является заторможенность водителя. Статистические данные показывают, что дорожно-транспортные происшествия чаще всего случаются, когда внимание водителя не достаточно сосредоточено на управлении автомобилем и его реакция слегка замедленна. Так, если на дорогу внезапно выбежит ребенок либо автомобилист нарушит Правила и «подрежет» соседа, риск возникновения ДТП или аварийной ситуации возрастает в разы.

Несколько лет назад в стенах американского университета штата Юта исследователи из Фонда дорожной безопасности Американской ассоциации автомобилистов провели исследование: насколько техника мешает водителю сосредоточиться. В результате эксперты пришли к выводу, что разговор по мобильнику во время движения ухудшает реакцию водителя почти так же, как и выпитая перед поездкой пол-литровая кружка пива.

Если водитель держит одной рукой руль, а другой — гаджет, то он не в состоянии должным образом среагировать на возможные неожиданности типа резко остановившейся перед ним машины или смены сигнала на светофоре. У него и возможности не будет совершить полноценный маневр – одной рукой нереально повернуть руль больше, чем на четверть разворота (об этом водители общественного транспорта, похоже, не знают).

Тем временем в Кодексе об административной ответственности КР говорится, что во время управления транспортным средством разрешается пользоваться переговорным устройством или средством связи посредством применения наушников или громкой связи.

Получается, что, используя гарнитуры Hands Free, водителям разрешено разговаривать по мобильному телефону. Вероятно, так, по мнению специалистов, эффективность вождения и внимательность не страдают.

Будьте внимательны!

Кстати, в зарубежной практике есть множество доказательств тому, что использование мобильного телефона увеличивает риск аварии вне зависимости от того, держит ли водитель его в руке или подключает к аудиосистеме автомобиля. Некоторые исследования показывают, что любой разговор по телефону увеличивает риск ДТП в четыре раза.

Сейчас мы говорим именно о риске разговора, а не о пользовании социальными сетями или переписке. В этих случаях водитель полностью отвлекается от ситуации на дороге, потому что взор и мысли его устремлены всецело на экран мобильного телефона.

В заключение хочется отметить, что если уж штраф за такое правонарушение согласно Кодексу настолько мал, то нужно повышать сознательность у водителей и показывать им, что секундное проявление слабости и желание ответить на звонок телефона прямо за рулем могут сыграть с ними злую шутку. Пострадать может как пешеход, так и тот, кто находится в автомобиле.

Пассажиры, сидя в общественном транспорте, должны проявлять свою гражданскую позицию и делать водителю замечание, если он отвлекается во время разговора по телефону от ситуации на дороге. В конце концов ваша жизнь зависит от его безответственного поведения. А водителям легкового транспорта хочется напомнить, что они управляют средством повышенной опасности. Нельзя отвлекаться от управления автомобилем!

О. Башкирова

Добавить комментарий