Опыт Голландии: Стоит разграничить в Бишкеке транспортные потоки

В стране, Мы и автомобиль, Новости

Каждый житель Бишкека устал от дорожных проблем города. У автомобилистов одни проблемы: плохие дороги, постоянные пробки, и нет места для парковки. Пешеходам и велосипедистам «мешают» автомобилисты, а воздух загазован настолько, что все чаще хочется «в деревню, к тетке, в глушь»! Чтобы обсудить эти проблемы и найти пути их решения, основываясь на опыте Голландии, 26 мая на конференции «Устойчивый транспорт Бишкека» собрались активисты из разных организаций города Бишкека. 

И действительно, для кого наш Бишкек? Для автомобилистов, для велосипедистов, для пешеходов? В результате размышлений мы понимаем, что он «для всех» и «ни для кого».

Проблемы автомобилистов 

Власти Бишкека заметили, что автомобилей в столице стало чересчур много, и заторы на центральных улицах стали привычным явлением. Как сказал на конференции руководитель ОО «Велосообщество» Искендер Алиев: «В Кыргызстане люди не привыкли думать и планировать. Они увидели проблему и сразу начинают ее решать. Большие заторы, и машинам негде ездить? Есть единственное логичное решение – расширить дороги за счет зеленых насаждений. И неважно, что из-за этого автомобилистам лучше нисколько не станет, а город еще больше заполнится выхлопными газами».

И действительно, в последние годы мы замечаем, что улицы стали расширять, но пользы от этого не видно – дорожники лишь прокладывают «дороги смерти», где гибнут люди. На самом деле автомобилистов становится больше и больше, как и пробок в часы пик.

Почему становится так много машин? Участники конференции считают, что проблема кроется в отсутствии качественного общественного транспорта. Представители столичного муниципалитета отметили, что сейчас на согласовании находится проект по улучшению городского транспорта и внедрению электронного билетирования.

«В планах мэрии — закупить в Бишкек 400 автобусов и полностью вытеснить маршрутки из города. В них будет установлена система электронного билетирования, которая позволит избавить водителя от функции кассира. Так казна будет пополняться стопроцентным объемом платежей. Однако внедрение этой системы потребует дополнительных затрат – и стоимость общественного транспорта по проекту составит 15 сомов за поездку», — отметил заместитель начальника управления городского транспорта Нурлан Атканов.

Он убежден, что путем замещения маршрутных такси автобусами можно решить и проблему участившихся дорожно-транспортных происшествий. Начальник штаба Управления патрульной милиции Бишкека Жакып Жумаев рассказал о печальной статистке аварий по столице.

«Ежедневно на улицы города ориентировочно выезжает 500 000 автомобилей. За первые четыре месяца года в городе были зарегистрированы 699 дорожно-транспортных происшествий. В них погибли 20 человек и были ранены 860. С участием детей произошло 132 аварии, где пострадали 142 ребенка. Это страшные цифры. Управление патрульной милиции всеми силами старается предотвращать такие ситуации, но все и так видят, что результаты неутешительны», — отметил Жумаев.

На конференции также обратили внимание на проект «Безопасный город», который, возможно, когда-нибудь будет внедрен. Активисты считают, что он не панацея от нарушений водителями Правил дорожного движения. Чтобы добиться результатов, нужно работать с населением, улучшать дорожную инфраструктуру. За последние пять лет число автомобилей в Бишкеке выросло в 15-20 раз, а город физически не готов к такому объему техники.

Проблемы велосипедистов 

Автомобилисты постоянно «прижимают» велосипедистов на дороге, практически полностью занимая проезжую часть. А велодорожки, которые недавно сделали на некоторых улицах, просто заняты машинами под парковки.

«Согласно Правилам дорожного движения велосипедисты обязаны ездить по проезжей части по правому краю. Однако возможности сделать это безопасно в большинстве случаев нет. Велосипедисты сейчас выезжают на дороги только на свой страх и риск», — сказал Искендер Алиев.

Он считает, что расширением проезжей части улучшить эту ситуацию не получится. Нужно строительство специальных велодорожек, по которым велосипедисты будут спокойно и безбоязненно ездить.

На конференции несколько раз поднимался вопрос о велодорожке по улице Токтогула. Начальник штаба УПМ Бишкека Жумаев обратил внимание, что сотрудники патрульной милиции регулярно выписывают штрафы тем, кто на них паркуется. Однако на деле это не приносит результатов. Активисты, присутствующие в зале, предложили ужесточить наказание за парковку на велодорожках, снимать номера, беспощадно эвакуировать автомобили и карать нарушителей…

Но все понимают, что наказанием эту проблему не решишь – нужно улучшать инфраструктуру, огораживать велодорожки, строить многоярусные гостевые парковки для машин – создавать условия для нормальной жизни и велосипедистов, и автомобилистов.

Проблемы пешеходов и экологии 

Пешеходам тоже в городе несладко — грязный воздух, плохое состояние тротуаров, отсутствие пешеходных переходов. Из-за участившихся случаев участия пешеходов в дорожно-транспортных происшествиях столичный муниципалитет недавно предложил построить в Бишкеке надземные пешеходные переходы. Конечно, разграничив транспортные потоки автомобилей и пешеходов, можно решить эту проблему. И это действительно нужно сделать. Люди не должны гибнуть по вине автомобилистов.

Экологическая проблема тоже на поверхности. В последние годы вырубают деревья в центре Бишкека, и город становится все больше и больше похож на пыльные бетонные джунгли. Летом немилосердно палит солнце, воздух нагрет до предела, и очищать его нечем – деревья, вероятнее всего, ровными штабелями лежат где-то на складах «Зеленстроя» или же давно уже отправлены «на мебель». Тем временем жители задыхаются, учащаются случаи легочных заболеваний. Город должен быть для людей, а не для автомобилей.

Печальный опыт Алматы 

По словам Искендера Алиева, Бишкек сейчас движется по печальному пути наших соседей – города Алматы (Казахстан). Руководство города там тоже в один момент озаботилось проблемой участившихся дорожно-транспортных происшествий и заторов. Стали расширять дороги, вырубать зеленые насаждения и использовать каждый свободный метр для проезжей части. В результате автомобилей в Алматы стало еще больше, заторы участились, и город погрузился в огромное облако выхлопных газов. К сожалению, Бишкек уже сейчас на верном пути к подобному кризису.

Обратная связь муниципалитета с активистами 

Выступающие на конференции обратили внимание муниципалитета на отсутствие обратной связи госорганов с простыми гражданами, которые могут вносить полезные предложения в вопросе улучшения нашего общего дома. Активисты просто не могут попасть со своими проектами к людям, которые принимают решения.

«Плохо, что мэрия не согласовывает с жителями города свои решения. Сносят дома, вырубают деревья, а людям приходится это все терпеть. Нужно, чтобы все общественные организации, активисты и госорганы работали вместе, сообща. Чтобы мнение жителей тоже учитывалось», — подчеркнул Искендер Алиев.

На встрече было выдвинуто предложение активистам из общественных организаций параллельно работать со столичным муниципалитетом, занимать там должности и лоббировать разумные идеи.

Опыт Нидерландов

Конференция «Устойчивый транспорт Бишкека» была организована не только для обсуждения проблем столицы. Представители Нидерландов, страны с высоким уровнем моторизации, где на 16 миллионов населения приходится 18 миллионов велосипедов, рассказали о том, как они в свое время решали проблемы, имеющиеся в Бишкеке сейчас. Было интересно узнать, как голландцы добились улучшения экологии, экономики и уничтожения транспортного коллапса.

Велосипедный транспорт всегда пользовался популярностью в Нидерландах, но после войны использование автомобилей существенно возросло. Постепенно города решили бороться с перегруженностью дорог, загрязнением окружающей среды, снижением уровня жизни и участившимися ДТП. Правительство страны разработало меры по увеличению популярности велосипедов и пешей ходьбы. Как, спросите вы?

Голландцы ограничили доступ автомобилей в центр города, создали пешеходные и велосипедные зоны, а еще развили общественный транспорт. Стоимость парковки в центре города была повышена, а дороги стали значительно уже, и к ним пристроили велодорожки. Средняя скорость движения, разрешенная для езды на автомобиле по улицам, была снижена до 30 км/ч. Пользование велосипедами стали поощрять, а движение на машинах стало менее привлекательным.

Сейчас в Нидерландах представители всех слоев общества пользуются велосипедами – это не зазорно. После принятых мер загруженность дорог была уменьшена, и существенно улучшилось качество жизни людей в городе. Сейчас на 10% быстрее можно добраться до нужного места на велосипеде, чем на автомобиле. Также градоначальники строят дорожные развязки, разграничивая потоки автомобилистов, велосипедистов и пешеходов, чтобы исключить возможность дорожно-транспортных происшествий.

Руководству Бишкека тоже следует обратить внимание на позитивные примеры зарубежного опыта, чтобы не совершать чужие ошибки, а учиться на них. Только эффективным планированием можно добиться верных результатов, или, как говорят в народе: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

О. Башкирова

фото: www

Добавить комментарий