Как мы служили на китайской границе

В стране, Новости

День пограничника — профессиональный праздник личного состава Пограничных войск КГБ СССР, который ежегодно отмечается 28 мая. Эту традицию по сей день чтут пограничники в странах СНГ. Я горжусь, что в моей судьбе была прекрасная страница — жизнь на погранзаставе.

Детство без Интернета

Мое детство прошло в эпоху тотального дефицита, когда страной руководил зодчий застоя «дорогой» Леонид Ильич. Абсолютно все наиболее востребованные товары купить можно было только «из-под полы», в том числе и книги. Но в моем отчем доме загадочным образом появлялись приятно пахнущие типографской краской стопки новых «дефицитных» книг. Так в моей библиотеке появились Фенимор Купер, Майн Рид, Джек Лондон, Артур Конан Дойл. Аромат новых книг стал лучшим ароматом моего детства наряду с чудесным запахом маминых блинов и благоуханием сирени у соседки бабы Дуни.

Одна из книг писателя-пушкиниста Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд» полюбилась мне больше всего. Она повествовала о восстании декабристов на Сенатской площади, его провале и трагических судьбах декабристов и их жен, сгинувших в «недрах» забайкальской глубинки.

Читая эту книгу, я даже не предполагала, что увижу эти места своими глазами и буду жить совсем рядом с рудниками, в которых сгинул цвет «далекой от народа» интеллигенции, все же разбудившей Герцена, который потом развернул революционную агитацию.

Школьные деньки 

С моим мужем Андреем мы учились в одном классе и сидели за одной партой. Сначала просто дружили, потом пришли большие чувства. Помню наше первое танго под песню Джо Дассена, первый поцелуй, первый рассвет на выпускном балу. Потом мы выпорхнули из школьного теплого гнезда, и началась взрослая жизнь — дальнейшая учеба, проводы в армию и письма от солдата…

Взрослая жизнь 

Прослужив один год в армии, Андрей поступил в Высшее пограничное командное ордена Октябрьской революции Краснознаменное училище КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского в городе Алма-Ате. Через два года мы поженились, родители устроили нам замечательную трехдневную свадьбу в лучших русских традициях — с тамадой, ряжеными, лапшой на второй день и блинами на третий. Бобинный магнитофон добросовестно разносил на всю округу звуки хитов того времени. «Незабудка» Иона Суручану и «Маленький плот» Юрия Лозы для меня стали символом начала нашей семейной жизни.

Яблочный город 

Мы были счастливы! Я переехала в Алма-Ату, потом мы сняли комнату в большом доме на проспекте Ленина у подножия Кок-Тюбе (сейчас на этом месте высится небоскреб какой-то китайской корпорации). Хозяйка дома Брана Нусиевна была милейшей женщиной, она окутала нас материнской заботой и вниманием, отчего наша жизнь в солнечном городе была по-детски безмятежной. Мы часто ездили на «Медео», ходили в театры, кино, на концерты и футбол. А кинотеатр «Арман» был излюбленным местом отдыха для нас и наших друзей – семейных пар Пахольченко, Дубовицких и Платоновых. По окончании ВПКУ жизнь разбросала нас по разным гарнизонам и заставам.

Место службы – Забайкалье

Моего мужа лейтенанта Андрея Евтеева направили для прохождения дальнейшей воинской службы в ЗабВО (Забайкальский военный округ). С двумя чемоданами мы прилетели в Читу, где получили назначение в Приаргунский погранотряд в/ч 2018. После серьезного собеседования с мужем и потом со мной – дальнейшее назначение – пограничная застава с романтичным названием «Яшма».

Погранзастава «Яшма» 

Вот тут и началась та самая романтика, о которой мы мечтали столько лет! Невероятно долго мы ехали по российскому бездорожью вдоль пограничной системы. Несколько рядов колючей проволоки, сопки и изредка попадающиеся между ними маленькие пограничные деревеньки – вот и все, что довелось нам увидеть в этом суровом забайкальском районе. Наступила ночь, а наш военный УАЗик все вез и вез нас в неизведанную даль…

Как вдруг в ночи ярко засветились окна многоэтажек! Это была наша застава – два двухэтажных здания из белоснежного кирпича. В одном здании располагался весь личный состав погранзаставы и специальные помещения, а другое здание называлось ДОС (дом офицерского состава).

Встретили нас очень гостеприимно, и в честь молодого офицера и его жены был устроен праздничный ужин в квартире начальника заставы Юрия Завражного. Вкусные блюда, приготовленные офицерскими женами, были как нельзя кстати. За ужином мы перезнакомились, изрядно подкрепились, а потом уснули богатырским сном в своей новой трехкомнатной квартире.

Замбой 

Наступило первое утро на китайской границе. Желтое солнце плавно поднималось над сопками и рекой Аргунь. Муж позавтракал, ушел на заставу. В этот же день он приступил к обязанностям заместителя начальника по боевой подготовке. А я осталась дома – ждать…

Ему необыкновенно подходила форма офицера-пограничника — Андрей всегда был статным и подтянутым. Еще в школе он был прекрасным спортсменом, очень любил футбол и легкую атлетику, поэтому служба в армии, с ее бесконечными стрельбами, марш-бросками, лыжным патрулированием границы и учениями, никогда не была ему в тягость.

Работал он много – днем на заставе, а ночью, когда раздавался звонок дежурного, выезжал с нарядом на «сработки», когда пограничная система сигнализировала о возможном нарушении границы.

Улица в селе Чалбучи-Килга

Чалбучи-Килга

Застава располагалась на сопке, сельская школа — на другой сопке, а между ними уютно расположилось маленькое село Чалбучи-Килга. В селе было всего две улицы из 60-70 дворов, а его жители подкупали своей открытостью и радушием. Однажды нас пригласили на юбилей в село, вот это была настоящая русская гулянка с залихватскими танцами и раздольными песнями!

Природа этого края суровая, но красивая. Весной расцветал марьин корень, дикий пион, его было так много, что можно было косить его косой, а его необычайный аромат опьянял сильнее любого вина!

Дом купцов Кандинских

Нер-Завод 

Супруг часто выезжал по работе в городок Нер-Завод и несколько раз брал меня с собой. Вот тут я и увидела те самые места, о которых так часто читала в детстве. В самом центре городка по-прежнему стоял знаменитый дом купцов Кандинских, в котором останавливались жены декабристов Екатерина Трубецкая и Мария Волконская, в этом же доме бывал инженер Кулибин и другие горные инженеры того времени.

В маленькой деревянной избушке, чем-то напоминающей домик Бабы Яги, располагалась местная почта, и оттуда (за неимением сотовой связи и Интернета) мы звонили родителям и друзьям. Эти переговоры были одновременно и радостью, и печалью, ведь тоска по близким людям со временем становилась все сильнее и сильнее.

Школа

Через неделю после прибытия на заставу я устроилась на работу в сельскую школу. Мне дали часы истории в 5-8 классах и кружки рукоделия. Сколько прекрасных эмоций я получала от сельских детишек! Классы были маленькие – по 8-10 человек — мечта всех педагогов! Искренние и любознательные, они впитывали абсолютно все, чему я их учила. Теперь многие из моих учеников Чалбучи-Килгинской средней школы стали моими друзьями в «Одноклассниках», а девочки пишут, что им очень пригодились в жизни мои уроки рукоделия – макраме, шитья и вязания.

Путь в школу был нелегким. В австрийских рыжих сапогах на каблуке я спускалась с одной крутой сопки, переходила речку вброд, а затем вновь поднималась на сопку. Но это было так здорово!

Мы были так молоды и так счастливы! Китайская граница стала нашим вторым домом, казалось, что счастью не будет конца. На границе хорошо видно, кто какой, все как на ладони, и в этом ее особая прелесть.

Утрата 

В 1992 году мой муж, старший лейтенант Андрей Валентинович Евтеев, трагически погиб… Так оборвалась наша общая мечта прожить всю жизнь счастливо и умереть в один день…

Вот уже третье десятилетие я бережно храню его фуражку, жетон и пожелтевшие письма, в которых столько нежности, добра и любви…

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них, —

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Эти воспоминания я посвящаю настоящему мужчине, офицеру-пограничнику, другу и мужу Андрею Валентиновичу Евтееву. Светлая тебе память…

М. Евтеева

Добавить комментарий