Главнокомандующий на дороге: печали и радости светофорного хозяйства 

Мы и автомобиль

В Бишкеке 60% светофоров морально устарели, и каждый из них успел отработать уже по 3-4 эксплуатационных срока. Чтобы узнать подробнее о столичных транспортных светофорах, «АВТОгид» обратился в специализированное монтажно-эксплуатационное управление (СМЭУ), которое непосредственно занимается их установкой и обслуживанием. 

Поговорить о светофорах Бишкека нам удалось с главным инженером СМЭУ Оручем Нефтулаевым. Это человек, который знает о светофорах все.

«Сегодня в Бишкеке действуют 239 светофорных объектов. Светофорный объект — группа светофоров, установленных на перекрестке. В столице от наследия Советского Союза осталось 143 ламповых светофорных объекта. Остальные – новые, светодиодные», — рассказал Оруч Нефтулаев.

Первый светофор в столице был установлен на пересечении улиц Сталина и Первомайской (сейчас проспект Чуй и улица Раззакова) в 1952 году. Именно там было наиболее интенсивное движение. Светофор был маленьким, управлялся постовыми вручную и не висел на столбе, а стоял на небольшой подставке на земле. При этом зеленый свет был выше желтого, а красный располагался под ним.

Оказывается, старые ламповые светофоры были установлены еще в 70-80-х годах прошлого столетия, и их эксплуатационный срок уже давно истек. Один раз в десять лет в них желательно менять всю систему проводов, но благодаря механикам СМЭУ такие светофоры все еще работают — иногда ломаются, но, тем не менее, движение они пока еще способны регулировать.

В последние годы в Бишкеке стали устанавливать новые светодиодные светофоры, и сейчас уже 86 перекрестков оснащены ими. Они лучше, современнее, надежнее и экономичнее.

К примеру, ламповый светофорный объект потребляет 150 кВт электроэнергии в месяц, в то время как светодиодный — всего лишь 0,5 кВт. Разница впечатляет. Кроме того, последние лучше переносят перепады электрического напряжения и реже ломаются.

Следить за работой светофоров в столице достаточно сложно. И не только потому, что большая часть из них чудовищно устарела.

Профилактика столичных светофоров осуществляется по графику производственных работ. Практически каждый день в течение рабочего дня механики объезжают участки, обследуют объекты и, если нужно, ремонтируют их.

«На весь город у нас только четыре обслуживающие машины. Но мы контролируем каждый светофор, проводим регулярные профилактические работы, ремонтируем их. Иногда бывает, что собираем систему практически из ничего. К сожалению, СМЭУ не финансируется из бюджета страны, и, чтобы что-либо сделать, нам нужно для начала найти инвестора, который даст нам на это деньги», — отметил Нефтулаев.

Все светофоры настраиваются в локальном режиме, то есть механики программируют контроллер управления каждого перекрестка вручную. И если на новых светодиодных светофорах это делается легко на месте, то старые приходится настраивать в лабораторных условиях.

Многие автомобилисты часто жалуются, что на некоторых светофорах установлены неадекватные режимы. Пример: пересечение улиц Байтик Баатыра и Горького. Автомобили попросту не успевают проехать перекресток за такой короткий интервал, поэтому в часы пик на этом участке происходят заторы.

«СМЭУ настраивает светофорные объекты в соответствии с заданием Управления патрульной милиции ГУВД города Бишкека. У них есть целый отдел, который анализирует дорожные потоки и рассчитывает требуемые циклы на конкретном участке», — подчеркнул главный инженер.

Сейчас сотрудники СМЭУ пытаются донести до столичной мэрии идею о необходимости подключения всех светофоров к единой системе АСУДД (автоматическая система управления дорожным движением). Городские светофоры не должны работать в локальном режиме, и система АСУДД как раз предусматривает, чтобы все управление осуществлялось автоматически, а в случае поломки информация о состоянии светофорного объекта незамедлительно бы отправлялась диспетчеру.

«Для внедрения этой системы нужно немалое финансирование, но для Бишкека она так или иначе нужна. Состояние дорожных потоков и количество транспорта диктуют нам необходимость серьезных перемен. Кстати, АСУДД действовала в старом добром Фрунзе, но из-за массового строительства все провода были порваны строительной техникой. Сейчас уже ничего не восстановить», — рассказал главный инженер СМЭУ.

Оруч Нефтулаев отмечает, что только светофорами улучшить состояние транспортных потоков не получится — нужно улучшать всю дорожную инфраструктуру.

Проблемы

В Бишкеке светофоры зависят от электроэнергии. Недавно на РЭС была крупная авария, и в результате этого вся юго-западная часть столицы осталась без света. Наряду с бытовыми потребителями выключились и все светофоры, потому что автономного питания на светофорных объектах не предусмотрено.

Также есть и другая проблема, которая мешает водителям: неисправный светофор, который просто не работает по нескольку дней кряду.

«К сожалению, сейчас водители чаще всего беспокоятся только о себе и, проехав неработающий светофор, забывают о нем. Без АСУДД мы не в состоянии узнать, где поломался светофор, пока кто-нибудь не пожалуется на это. Хочу попросить водителей звонить нам и сообщать, если они заметили неисправный светофор», — дополнил главный инженер Специального монтажно-эксплуатационного управления Нефтулаев.

Сообщать о неработающих светофорах можно по номеру горячей линии мэрии — 185. Кроме того, можно круглосуточно звонить напрямую в машинный зал, где диспетчер примет жалобу, по номерам: (0-312) 53-10-87 или (0-770) 98-50-57.

Радость для автомобилистов

В Бишкеке с прошлого года механики Специализированного монтажно-эксплуатационного управления начали устанавливать на светофоры дополнительные секции. Благодаря им поворачивать направо-налево стало проще. В 2016 году дополнительные секции установили на 11 перекрестках. В этом году планируется оснастить ими примерно такое же количество светофорных объектов, а может быть, и больше.

«Людям нужно привыкнуть к переменам, поэтому мы сначала устанавливаем секцию и несколько дней специально ее не подключаем, чтобы водители заметили новинку. Примерно через неделю мы включаем светофор с секцией, и автомобилисты уже не удивляются тому, что теперь поворот-разворот осуществлять легко», — рассказал Оруч Нефтулаев.

Время не стоит на месте, и, возможно, скоро в Бишкеке все светофоры станут светодиодными, будут обслуживаться автоматизированной системой управления дорожного движения, и на улицах будет порядок. Но пока будем пользоваться тем, что есть.

О. Башкирова

Добавить комментарий