«Скорая» приехала нескоро

В стране, Новости

В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, что каретам скорой помощи сложно работать, и они приезжают на вызов с опозданием, буквально с боем пробиваясь к пациентам. Торопясь к нуждающимся в неотложной помощи людям, нужно быть крайне осмотрительным, чтобы не попасть в аварию и не «сорвать» выезд. Ведь бригаду врачей с нетерпением ждут! Кроме того, мало просто проехать через город и найти нужный дом – бывает сложно заехать во двор. Порой приходится ждать врачей полчаса и более. А ведь для пациента каждая минута на счету. О буднях, проблемах и надеждах службы мы побеседовали с главным врачом станции скорой медицинской помощи Искендером Шаяхметовым. 

Станция скорой медицинской помощи – специализированное учреждение, которое оказывает скорую и неотложную помощь взрослому и детскому населению Бишкека. Это структурное подразделение департамента здравоохранения, которое подчиняется столичной мэрии и Министерству здравоохранения. Самая большая проблема станции – крайняя нехватка медработников. Это связано с тем, что специфика работы предполагает нервную обстановку и постоянный стресс, а при этом еще мизерный оклад. Изначально зарплата врача составляет 5 000 сомов, а фельдшера — 4 300 сомов. Даже с учетом надбавки от столичной мэрии они получают всего 9 000 и 8 300 соответственно. Вот и выросла цифра дефицита врачебного персонала по учреждению до шестидесяти вакансий. Из-за этого станция скорой помощи не может принимать на работу фельдшеров, так как они должны работать в паре с врачом. Нет врача — нет фельдшера.

— Искендер Белекович, расскажите, пожалуйста, подробнее об автопарке службы и об организации работы бригад скорой помощи.

— Сегодня у нас на линии стабильно работают 38 машин. Из них 22 — специализированные и еще 17 — линейные (общеврачебные). Специализированные машины предназначены для выезда реанимационных, акушерско-гинекологических, кардиологических, психо-неврологических и педиатрических бригад. На общеврачебных машинах выезжают линейные бригады, которые комплектуются врачом общей практики (терапевтом) и фельдшером. Есть еще просто фельдшерские бригады.

Бишкек разбит на четыре больших сектора, где располагаются наши подстанции. Это сделано для того, чтобы ускорить приезд скорой помощи к пациентам. Первая подстанция находится на пересечении улиц Шабдан Баатыра и Горького (юго-восточная часть города, включая новостройки). Вторая располагается в районе кинотеатра «Манас» (южная — для спальных районов). Третья функционирует по улице Ворошилова и охватывает восточную часть города. Четвертая находится на улице Сельсоветской, на пересечении с проспектом Дэн Сяопина (западная зона). Центральная станция скорой помощи находится на улице Исанова и обслуживает весь город.

— В таком случае машины должны быстро приезжать к пациентам. Мне часто случается видеть машины скорой помощи, и складывается впечатление, что их в столице много. А в действительности сколько у вас карет?

— Как я уже говорил, в городе 39 машин скорой помощи, однако из них работают только 38. Одна детская бригада, к сожалению, сейчас не укомплектована врачами. Вообще у нас на автобазе состоят на учете 68 машин, но примерно 70% из них уже исчерпали все свои технические ресурсы и эксплуатации не подлежат. Мы же работаем круглосуточно, поэтому и транспорт работает 24 часа в сутки и быстро ломается. Раньше автопарк обновляли каждые полтора года, а сейчас – от случая к случаю. Последний завоз новых машин был в прошлом году, и мы получили 22 новые кареты.

— А если вы снова получите новые автомобили, то автопарк увеличится?

— К сожалению, нет. Мы просто заменим старые новыми. Часть старых машин была приобретена еще в 1999 году, и срок их эксплуатации давно вышел, но сегодня на линии все еще работают 11 таких автомобилей.

— Хватает ли этого количества на город?

— Есть такой расчет: чтобы обеспечить потребность населения, нужна одна карета скорой помощи на 10 000 человек. По данным Фонда обязательного медицинского страхования, на 1 января 2016 года у них числилось 1 245 000 человек по городу — это те, кто официально состоит на учете в городских поликлиниках. Из простого расчета видно, что нам нужно 124 машины, а у нас 38. Жалобы населения на задержки приезда карет скорой помощи обоснованы, станция технически не может обеспечить оперативную помощь по вышеуказанным причинам.

— Получается, население столицы увеличивается, а количество машин скорой помощи — нет. А что еще мешает водителям поскорее привозить врачей к пациентам?

— Сейчас самая большая причина – это трафик. Во-первых, культура вождения у наших автолюбителей просто чудовищная. Все реже и реже водители уступают дорогу каретам скорой помощи. Вот, казалось бы, для здорового человека постоять в пробке несколько минут – ничего, а для пациента, нуждающегося в неотложной помощи и госпитализации, эти минуты могут стоить очень дорого, порой высокой ценой становится сама жизнь.

Во-вторых, сплошь и рядом машины паркуются на дорогах, несмотря на запрещающие знаки. Из-за припаркованных автомобилей общественному транспорту приходится выезжать на встречную полосу и создавать пробки. Я считаю, что без толку расширять улицы, если нет организованных парковок.

В Европе и России продумана специальная резервная полоса для машин скорой помощи, но, мне кажется, пока у нас культура вождения не улучшится, пользы и от таких полос не будет. Скорее всего, это будет так же бесполезно, как дорожки для велосипедистов в Бишкеке.

В-третьих, еще одна проблема – автомобили блокируют въезд во двор, и карета скорой помощи не может ни въехать, ни выехать. Можно же элементарно оставить на лобовом стекле автомобиля номер мобильного телефона. Но многие так не делают, поэтому зачастую кареты скорой помощи стоят и ждут, пока проезд освободится.

В-четвертых, дорожное покрытие в новостройках везде плохое, и быстро ехать там не получается. Иногда бывает даже такое, что наши машины застревают и не могут самостоятельно выехать. На такой случай у нас есть штатный УАЗ, который вытягивает застрявшие кареты.

— Бывали ли у нас в городе серьезные аварии с участием скорой помощи?

— Практически все аварии у нас происходят с маршрутками. И, что прискорбно, почти все – на перекрестках. Хуже всего, если кто-то едет на зеленый свет, а машина с врачами и сигналом — на красный, то в случае аварии будет виноват водитель скорой помощи.

Были у нас и очень тяжелые аварии. Три года назад на пересечении проспекта Айтматова и улицы Масалиева столкнулись карета скорой помощи и «Мерседес». Автомобили не подлежат восстановлению. Повезло, что пассажиры остались живы. Водитель скорой стал инвалидом второй группы, а у всех врачей диагностировали сотрясения мозга.

— А в случае аварии кто компенсирует затраты на ремонт?

— Все машины нашего автопарка принадлежат автобазе департамента здравоохранения, а станция их только эксплуатирует. Если авария произошла по вине водителя, то ремонт осуществляется за счет водителя. Если другая сторона виновата, то за ее счет. Плохо в этой ситуации то, что из-за аварий машины выходят из строя, и им требуется ремонт. И количество карет скорой помощи становится еще более ограничено.

— Бывали ли случаи, когда водителя скорой помощи штрафовали за нарушение ПДД?

— Как ни смешно, но да. Парадоксально, но на адрес автобазы как-то пришла квитанция о штрафе за нарушение скоростного режима. Мы тогда были все в шоке от этого – водитель торопился на вызов, а не просто так «лихачил». В итоге его оштрафовали на 500 сомов.

— Можете более подробно рассказать о работе скорой помощи во время крушения самолета на территории поселка Дача Су? Как тогда отработали бригады?

— Во время крушения 16 января на месте работали 14 бригад скорой помощи – две из Сокулука и 12 – наши. Врачи оперативно увозили пострадавших в больницы, подменяя друг друга. Приехав на место крушения самолета, я удивился тому, что врачей на месте так много. Оказалось, что и ночная смена отправилась туда, и новая, утренняя. Вызов в «скорую» поступил во время пересменки, но врачи решили ехать туда все. Было много звонков от наших сотрудников, у которых был выходной – они предлагали приехать, помочь и подменить. Конечно, было тяжело и эмоционально, и физически. То, что мы увидели, – было страшно. Такие масштабы бедствия потрясли даже видавших виды врачей. Многие работали сквозь слезы, ведь погибло много детей.

— Пользуясь случаем, что бы Вы хотели сказать водителям?

— Я хотел бы попросить водителей общественного транспорта всегда проявлять уважение к карете скорой помощи, которая едет с включенным сигналом по экстренному вызову, везет крайне тяжелого больного, нуждающегося в медицинской помощи. Ведь карета может ехать и к вашему близкому и родному человеку. А если даже не к вашему, то следует помнить, что это тоже чьи-то любимые и дорогие сердцу люди! Уважайте и внимательнее относитесь к чувствам и страданиям даже незнакомых вам людей. Мы выполняем свой профессиональный долг и функциональные обязанности. Поэтому хочу попросить водителей уважать труд наших сотрудников. Еще хочу пожелать всем успехов в новом году, а участникам дорожного движения – ни жезла, ни гвоздя на дороге.

Беседу вела О. Башкирова

Добавить комментарий