«Вдоль ночных дорог, мимо чьих-то снов»…

В стране

Такси уже давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Опаздываем — вызываем такси, утром рано много дел или припозднились — вызываем такси, едем в аэропорт тоже на такси. А сколько фильмов снято про такси, сколько написано песен и анекдотов. О нем проникновенно пели Игорь Николаев, Крис Кельми, Михаил Боярский. Мы с удовольствием пересматриваем фильмы о такси и таксистах «Такси, прицеп и коррида» Андре Юнабеля, «Такси» Жерара Пиреса, «Соучастник» Майкла Манна. Однако в службе такси не всегда все так поэтично и красиво, как и везде, есть свои радости и печали, проблемы и даже мечты! 

Современная жизнь очень тесно связана с этим видом транспорта. А если сравнивать с первым десятилетием миллениума, то сейчас услуга такси стала намного доступнее по стоимости и разнообразию выбора таксомоторной компании. В Кыргызстане таксомоторных служб много, разнятся цены и тарифы: у одних посадка дешевле, у других — километраж, у третьих нет ни патента, ни таксометра. Вот, казалось бы, все так просто – вызвал такси и поехал… Но за видимостью этой простоты далеко не все так просто.

Какой должна быть служба такси в идеале?

Основные требования к автомобильному транспорту и таксисту:

— машина должна быть чистой и технически исправной;

— водитель должен быть вежлив и приятен (должен спросить, не мешает ли музыка, открыть или закрыть окно);

— в машине обязательно должны быть аптечка, огнетушитель, инструменты для замены колеса и прочего мелкого ремонта;

— помимо основных документов (техпаспорт, водительское удостоверение, паспорт) водитель должен иметь добровольный патент и талон о прохождении техосмотра;

— водительский стаж не менее пяти лет непрерывной практики, а также знание плана города, улиц и местонахождения крупных и средних объектов.

В работе служб такси есть много проблем, давайте рассмотрим самые распространенные из них.

Часто слышу от знакомых, что водители такси грубят и завышают цену, а операторы-диспетчеры не отвечают на звонки или тоже не особо вежливы. В зимний период многие таксисты добавляют N-ную сумму к стоимости проезда, ссылаясь на гололед и прочие погодные условия. А в непогоду и вовсе их не дозваться, телефоны служб молчат. Редкие ответы операторов констатируют, что машин нет. Порой ожидание авто длится часами. Кроме всего прочего, некоторые таксисты не знают дорог, путей и вообще город, поминутно спрашивая пассажиров, как проехать и куда повернуть?

Бывает и такое, что салон автомобиля грязный, водитель открывает окна и много говорит по мобильному телефону. Этот список можно продолжить…Конечно, проблем всегда и везде хватает, но хотелось бы сталкиваться с ними меньше.

А с другой стороны, и таксистов можно понять, ведь их служба и опасна, и трудна. Опасна эта работа тем, что среди пассажиров могут быть преступники, мошенники. Очень много случаев нападения на сотрудников таксомоторных служб. Во многих государствах для служб такси используют специализированные автомобили, в которых зоны водителя и пассажира отделены защитным стеклом. У нас такого нет. Вот и становятся таксисты объектами нападений и грабежей, особенно в темное время суток. Заработки тоже небольшие, а семью надо прокормить и машину содержать в нормальном техническом состоянии. Цены на бензин и запчасти растут. Одним словом, нелегкий это труд, нелегкий это хлеб. Вот так бывает, потеряешь работу, подработаешь частным извозом и начинаешь понимать проблемы этой службы.

Кстати, как оказалось, и сами клиенты не всегда правы.

Попадаются очень грубые, которые считают себя «властелинами мира» и разговаривают приказным тоном, считая таксиста носильщиком их личных вещей. И кто это придумал, что клиент всегда прав? Бывает, совсем не прав, и порой даже хочется высадить таких из машины, но нельзя…

Я тоже когда-то работал в «шахматной» службе и очень хорошо знаком с проблемами службы такси изнутри. Работа таксистов тесно связана с жизнью дневного и ночного города, поэтому они часто становятся свидетелями разных случаев жизни. Перед их глазами проходят романтичные встречи и печальные расставания, приезды и отъезды, травмы, больничные госпитализации – ведь в маленькое зеркало заднего вида хорошо заметны счастливые моменты жизни людей и их личные драмы. Работая в такси, я заметил, что клиентам нравятся хорошая музыка, вежливость и джентльменское поведение (если клиент – женщина).

Хочу поделиться с вами историей из этого периода моей жизни.

В тот летний вечер я вышел в ночную смену (работать днем жарким летом 2015-го было невыносимо). Работа шла гладко, а время приближалось к полуночи. В это время я обычно наслаждался кофе, ведь хороший кофе всегда бодрит. Во время кофе-паузы поступил заказ, я принял его и сообщил о прибытии оператору. Через пару минут в мое авто села девушка, быстро назвав пункт назначения. Я заметил, что она была очень встревожена. Чтобы немного ее поддержать, я поставил приятную музыку. После нескольких поворотов и перекрестков в зеркале заднего вида я заметил машину, которая, как мне показалось, преследовала нас с первых минут поездки. В воздухе запахло интригой. Я спросил клиентку, знаком ли ей не отстающий от нас «мерс»? Догадки подтвердились. Заплакав, она сказала, что этот парень преследует ее. Мне захотелось помочь ей, избавив от навязчивого ухажера.

Перешел на передачу ниже, поднял обороты выше 3000 и отпустил сцепление, мотор заревел, как зверь, который атакует врага. Благо, что ночная трасса позволяет иногда включить в себе «шумахера». Оторвались мы быстро и легко, преследователь исчез из поля зрения. Девушка слегка успокоилась, и даже в сумрачном свете салона авто я увидел, как румянец заиграл на ее щеках, а тревога в глазах исчезла. Оплатив проезд, девушка сказала мне: «Спасибо Вам большое. Вы просто не знаете даже, как Вы мне помогли».

Нет плохих таксистов или пассажиров — есть плохие люди. Главное – всегда будьте человечны, и вам ответят взаимностью. И еще, друзья, не нарушайте ПДД, на дороге все равны!

А. Шералиев

Добавить комментарий