Снег и лед: как справиться с управлением?

Два колеса, Мы и автомобиль, Полезное

Внезапно занесло, развернуло, выбросило на обочину. Как часто слышишь о подобных зимних подвигах в разговорах начинающих водителей. Как обрести нужный опыт, не набив шишек?

Методички, советы, заочные уроки зимнего вождения. Так ли они нужны новичкам, заменят ли инструктора? В свое время перелопатил тонны литературы на контраварийную тему. На мой взгляд, почти все авторы излагают правильно, но чересчур наукообразно. Деление автомобилей по типу привода, рассказ о коэффициентах сцепления, тренировочные упражнения с рисунками. Все изложено — не придерешься, только за деревьями леса не видать. Впечатление, что самое главное либо затерялось за обилием подробностей, либо про него не вспомнили.

А не хватает яркого образа, позволяющего почувствовать суть скользкой дороги или, если хотите, включить интуицию, как технарю, так и гуманитарию. За рулем далекие от железок актеры, пианисты, домохозяйки тоже ездят.

Вспомните движения человека на обледенелом тротуаре. Аккуратный, не слишком длинный шаг. Иногда почти крадучись. Надо повернуть — семенит и бочком-бочком по плавной дуге. Спроси, почему не идет по-летнему размашисто, сразу ответит: «Так скользко же, грохнуться можно». Значит, во всех нас уже заложен алгоритм — на льду не делать резких движений.

4

Почему за рулем на зимней дороге должно быть иначе? Про силовые, резкие, грубые воздействия на органы управления надо забыть. Не провоцируйте автомобиль, не делайте резких движений! Справедливо как для штатных режимов, так и для вывода из сноса или заноса. И вообще, на скользкой дороге чем выше скорость, тем мягче воздействия на органы управления и меньше их амплитуда.

Переходим к конкретике 

Независимо от типа привода и мощности мотора уменьшите ход педали газа. Чай, не кнопка, позволяет дозировать точно. Поясню. При троганьи с места и при разгоне после переключения передачи не надо давить педаль в пол. И торможение двигателем, описываемое расхожим словосочетанием «прикрыть газ», не означает, что надо едва ли не снять ногу с педали. Достаточно ее слегка приотпустить. Все потому, что срыв ведущих колес в скольжение может спровоцировать и резкая подача, и резкий сброс газа. Особенно на низших передачах.

Представьте — площадка. Расставлена змейка из конусов. На небольшой скорости между ними маневрирует автомобиль. Несчастный водитель вспотел от усердия, перехватывая обод. Руки уже заплетаются. Правильно — скоростное руление надо тренировать. Все же знают: повернул колеса в сторону заноса, значит, выровнял машину. Только вращение рулевого колеса с перехватом — страховка на случай очень грубой ошибки, когда автомобиль уже провалился в глубокий занос.

На обычной дороге, где скорости повыше, лучше до заноса вообще не доводить. Как? Без рывков поворачивать руль на малые углы, то есть не провоцировать срыв управляемых колес в скольжение и раскачку кузова. Если потащило корму — парировать едва заметным поворотом руля в сторону заноса, не доводя до критических углов. Главное, не держать колеса вывернутыми, не ждать реакции автомобиля. Качнули ободом туда и тут же обратно. Если «подзависли» — рискуете раскачать автомобиль, перекладывая из одного заноса в другой. К сожалению, тренировать вывод из сноса или заноса на высокой скорости практически негде — подходящих, да еще толково оборудованных площадок очень мало.

2

Водителям автомобилей с механической коробкой передач при переключении нужно приучить себя не бросать сцепление и своевременно нажимать газ. Задача — исключить рывки. Летом они не так страшны, зимой приводят к скольжению колес. Автоматические коробки передач тоже требуют деликатной работы газом. Можно приноровиться и добиться от них мягкого троганья и переключения. Иногда имеет смысл перейти на ручной режим управления и зафиксировать нужную передачу, чтобы избавиться от переключения (читай — снятия тяги с ведущих колес) в неподходящий момент.

Торможение: тот же принцип — на скользкой дороге не провоцируйте блокировку колес. В финальной стадии замедления уменьшите усилие на педали. Что летом дискомфортный клевок, зимой — срыв в скольжение. Научиться тормозить на грани блокировки колес нетрудно — тренировать этот прием вполне можно на дорогах общего пользования.

Современные электронные системы — хороший экзаменатор. Если зимой в поворотах система стабилизации не душит двигатель, при разгоне не мигает лампочка «противобукса», а при остановке не стрекочет АБС – значит, в штатных ситуациях вы все делаете правильно. То есть не провоцируете автомобиль.

Вывод прост: научитесь мягкому стилю управления — обретете уверенность зимой. А появившееся «чувство автомобиля» поможет в освоении приемов контраварийной подготовки, если захотите совершенствоваться дальше.

Любой шофер-профессионал и даже гонщик подтвердит: чем более плавно водитель управляет автомобилем, тем выше его мастерство. Дерганая езда с частыми разгонами и торможениями с головой выдает новичка. Особенно на заснеженной или обледенелой дороге.

3

А теперь несколько советов по управлению машиной при попадании в занос

Автомобилем управляет взгляд

Куда смотрим – туда приедем. Руки и ноги повинуются мозгу через глаза. Именно они дают информацию о цели. А чтобы знать, куда идти, нужно видеть цель. Соответственно, если машина заскользит, и покажется, что мы теряем управление и скользим в сторону сугроба, бордюра, другой машины, мы непременно там и окажемся, будьте уверены! Если же мы всегда будем смотреть только туда, куда хотим попасть, шансы на спасение возрастают молниеносно!

Колеса направляем туда, куда хотим попасть

Когда мы поняли, куда смотреть, нужно быстро определяться, куда смотрят управляемые колеса. А смотреть они должны куда? Туда, куда хотим попасть. Всегда. Поэтому технику быстрого руления с перехватами нужно освоить в обязательном порядке. В среднем любой водитель за пару занятий на тренажере уже рулит очень хорошо. Это несложно. Важно при этом не забывать, куда вывернуты колеса. Быстро выкрученный руль в сторону заноса — еще не все. Если при стабилизации машины его не вернуть в исходное положение еще быстрее, чем выкручивали сначала, не миновать ритмического заноса. Обычно в таком случае машину разматывает, и она оказывается где-нибудь в кювете.

Неаккуратная работа с газом

Резкий сброс газа на любом типе привода провоцирует разгрузку задних колес — они теряют сцепление с покрытием, и машина начинает скользить. Газом нужно работать нежно, это не тумблер on/off, а чуткий орган управления. Его надо уважать.

На переднем приводе в таком случае важно главное — нажать на газ и держать, пока машина не встанет на прямую. Даже дозировать его особо не надо, буксующие колеса вытянут машину даже из самого невероятного заноса. Рулем опять же надо подсказывать направление движения, и все.

На заднем приводе чуть сложнее, потому что надо балансировать углом поворота передних колес и скоростью пробуксовки задних. Чтобы выжить: быстро руль в сторону заноса, газ немного прижимаем. Важно, чтобы задние колеса вращались. Иначе создается тормозной момент, который провоцирует блокировку колес. Как только угол заноса перестал расти, расправляем руль и плавно прибавляем газ. Здесь нужно гораздо больше тренировки и чувства машины, чтобы все получалось плавно и правильно, но при должном подходе к обучению хорошо и точно скользить может научиться практически каждый.

Полный привод бывает с разным распределением момента по осям. Стратегия управления находится где-то посередине между передним и задним приводом. Как и на переднем приводе, руль играет не очень большую роль. Если держать газ, ничего криминального не случится. Но все же подсказывать передним колесам желаемое направление нужно несколько быстрее, чем на переднем приводе.

Педаль тормоза любит нежность

На скользком покрытии резкое нажатие на тормоз провоцирует блокировку колес, а на большинстве современных машин это заставляет пробуждаться АБС. Да, она не позволит колесам окончательно заблокироваться, но тормозить вы будете долго. Очень долго. Система очень рано растормаживает колеса, эффективность торможения падает. Для того чтобы качественно снизить скорость на снегу/льду, нужно позволить колесу вращаться, блокируясь частично. Вместо грубого нажатия используйте нежное обращение с педалью тормоза — без АБС в большинстве случаев вы остановите машину гораздо раньше. Если все же АБС сработала, приотпустите педаль и нажмите снова, но легче.

Много вылетов происходит из-за перебора скорости на входе. Покрытие оказалось более скользким, чем нам казалось, а скорость слишком велика. Если топнуть по тормозу, да еще и с повернутыми колесами, машина тупо поедет прямо под действием центробежной силы. И висеть вам на бруствере да трактор ждать. А если нажать нежно, не допуская блокировки колес, таким образом дополнительно загрузив передние шины, а следом повернуть руль немного (именно немного, а не до упора в сторону поворота!) в сторону поворота и уменьшить давление на педаль тормоза, автомобиль заскользит задней осью и устремится на выход из поворота, а не в сугроб. Останется только вовремя добавить газ и распрямить руль.

И помните! Если занос критический, угол растет, а колеса вывернуты уже на максимум — выжимаем сцепление (без тормоза) и ждем, ждем, ждем, пока машина не начнет выравниваться. Размыкание ведущих колес с коробкой передач позволяет им вращаться свободно и найти те недостающие крупицы «держака», которые дадут машине вернуться на исходную траекторию. Когда угол перестает расти, готовимся рулем и газом поддержать правильное направление (на выход из поворота).

Главное — поменьше резких движений. Машина должна четко понимать, что от нее хотят. Она инертна и требует времени на реализацию ваших хотелок. Дайте правильную команду, немного времени — и все будет ок!

Учитесь и экспериментируйте только на закрытых площадках! В городе слишком много препятствий, гарантирующих дорогостоящий ремонт в случае контакта.

Подборку советов из интернет источников сделал Т. Баятов

Добавить комментарий