Генри Форд: «Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу»

Автокалендарь

Генри Форд — величайший гений, чей жизненный путь восхищает и удивляет. Мальчишка из простой семьи, ставший гениальным изобретателем и крупнейшим промышленником. Слесарь, ставший автомобильный королем, владельцем заводов и миллиардером. Генри Форда можно считать первым в мире автомобилистом, ведь именно он совершал первые поездки на своей «бензиновой тележке» по Детройту уже в 1895 году. В то время в Америке уже существовали самоходные коляски, движимые паровыми двигателями, а в Европе были бензиновые аналоги тележки Форда, но Генри Форд был первым человеком, использовавшим эту «прапрабабушку» автомобиля для повседневных поездок. Более того, Генри Форд — первый житель нашей планеты, получивший настоящие водительские права. Его лозунг «автомобиль для всех» положил начало эпохе автомобилестроения, потому что он твердо решил превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, и на выбранном пути уже ничто не смогло ему помешать.

Генри Форд — этнический ирландец, его родители были ирландскими иммигрантами. Семья жила на своей ферме недалеко от Детройта, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством. Генри, будучи мальчишкой, помогал по хозяйству, чтобы прокормить свою многодетную семью. Бытует мнение, что семья Форда была бедной и едва сводила концы с концами, но это было не так. Вот что говорил на эту тему сам Генри: «Моя семья никогда не была бедной, как не была и чересчур богатой. Нам всегда хватало денег на жизнь, а среди местных фермеров мы могли считаться довольно зажиточной семьей». Еще с детства будущий автомобильный магнат почувствовал непреодолимую силу влечения к технике, хотя отец не одобрял наклонности сына. Из воспоминаний Генри Форда: «Еще в 12 лет, когда мне каждый день приходилось таскать из колодца ведра с водой, преодолевая крутую лестницу с 20-килограммовым грузом, я думал о том, что все можно облегчить, всего лишь добавив 2 метра водопроводных труб». Однажды отец подарил сыну новые карманные часы. Не устояв перед соблазном, Генри разобрал их, и обилие шестерней, рычагов и валов поразило юного инженера своей сложностью и одновременно целесообразностью. Генри так заинтересовал часовой механизм, что он довольно хорошо разобрался в его конструкции, сделав ремонт часов одним из своих способов заработка в юные годы.

photo-henry-ford-3-590x482

Однажды Генри ехал со своим отцом в город Детройт по делам, и их телегу обогнала дымящая самоходная повозка. Она поразила и заинтересовала его еще больше, чем карманные часы. Встреча с повозкой произвела столь огромное впечатление, что с этого дня он начал предпринимать попытки сконструировать движущийся механизм. Родители не одобряли его увлечение механикой — они мечтали видеть Генри добропорядочным фермером. И все же тяга к механике стала судьбоносной в жизни Генри Форда — в возрасте 16 лет он ушел из дома навстречу мечте в город Детройт, в 17 лет стал учеником в механической мастерской, а спустя годы старание и работа над собой позволили освоить профессию инженера.

Прошли годы… Упорство, труд и безграничная вера в важность и нужность своего дела дали свои результаты. Еще молодой Генри Форд стал основателем завода и поднял свое детище не только упорным трудом и безграничной верой в успех, но и поистине новаторскими решениями в области производства и управления предприятием. Немаловажную роль сыграла и жена Генри, которая, как впоследствии вспоминал сам Форд: «Верила в мой успех еще больше, чем я»… Помимо эффективных нововведений, которые Форд принял на своем производстве, он продолжал заниматься изобретательской деятельностью, на его счету 161 запатентованное изобретение. Он много ездил на своих машинах, но примечательно, что у Генри Форда-автомобилиста часто возникали проблемы с полицией, поскольку тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости.

ford_09

Он по-прежнему во всем был первым. Впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей, что позволило в 5-10 раз ускорить процесс производства автомобилей. Существует заблуждение, что конвейер использовали и ранее, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную продукцию — автомобиль. Великий механик первым додумался поднять рабочую область на уровень талии человека, а также использовать подвесные транспортные системы для перемещения тяжелых деталей.

Особую ставку Генри Форд делал на надежность своих автомобилей, а также доступность запчастей для их ремонта. Конкурирующие компании исходили из того, что автомобиль является игрушкой для богатых, а Генри Форд первым провозгласил лозунг: «Автомобиль для всех!».

Генри Форд первым внедрил нестандартную кадровую политику. Автомобильный король щедро платил своим сотрудникам «завышенную» зарплату, но был очень требовательным, порой даже жестким к своим рабочим. Узнав, что кто-то из рабочих тратит заработок на выпивку или утаивает деньги от семьи, немедленно увольнял провинившегося — так он прививал привычку к дисциплине и учил ценить свою работу и держаться за нее.

Великий механик и изобретатель продолжал создавать свои шедевры. Он любил их, лелеял и писал о них, сказав однажды о своем творении: «Вы можете получить «Форд-Т» любого цвета, при условии, что этот цвет будет черный». А крылатое выражение мастера лишний раз убеждает в его в трудолюбии и целеустремленности: «Если ты будешь колоть дрова самостоятельно, они согреют тебя дважды».

Henry Ford, the American motor manufacturer, with his son Edsel in one of the many versions of the Model T. circa 1912

В течение жизни Форд написал несколько книг, почти сразу переведенных на другие языки. Литературные труды Форда рекомендовались для прочтения советским инженерам, что было довольно необычно для политики того времени. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.

Сейчас созданная им компания является четвертой в мире по объему выпуска автомобилей. Генри Форд, воплотивший в жизнь свою детскую мечту, сделал все, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не просто машинами, а источниками вдохновения и радости. Когда журналисты спрашивали, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал: «Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу». Это был поистине ответ короля, в душе оставшегося романтиком и мечтателем.

М. Евтеева

Добавить комментарий